О пассажирах с оружием, ночёвке в лесу и креативных зайцах – в интервью с водителем троллейбуса № 4 Натальей Шишовой.
ЗАСТРЯТЬ В ГОРАХ
– Сколько лет вы за рулём? Как пришли к этому?
– Я в троллейбусе с 1996 года. Мне всегда этого хотелось, с юности. Надо сказать, раньше попасть в «Крымтроллейбус» было очень сложно.
Помню, нас пришло 80 человек, а группу набрали всего из 30. Было серьёзное собеседование. Комиссия, отдел кадров, главные инженеры – все участвовали. Задавали кучу наводящих вопросов, долго решали, подходишь ты или нет. А сейчас из 30 кандидатов, скорее всего, пройдут все 30.– Вы давно на линии. Как оцениваете изменения в крымском транспорте?
– Сейчас ни одного ветхого троллейбуса или автобуса нет. И сеть маршрутов преобразилась. Автобусы теперь ходят даже в отдалённые посёлки, где раньше движение считалось нецелесообразным. А ведь там тоже живут люди! Пусть хоть 20 домов, но им тоже надо ездить.
– Есть ли маршруты, которые вам особенно нравятся?
– По молодости я очень любила межгород. Особенно маршрут № 52 – из Симферополя в Ялту. Там такая живописная дорога. Но на межгороде, конечно, сложнее. Что бы ни случилось по дороге (авария, обрыв линии, камни с неба), а билеты на обратный рейс уже проданы. Люди ждут отправления, и ты обязан доехать, чего бы это ни стоило.
– А что, были такие форс-мажоры?
– Конечно. Мы же энергозависимый транспорт. Были отключения электричества, и не из-за нашего оборудования, а из-за аварий на высоковольтных линиях. Стояли по четыре часа. Бывало, и ночь проводили где-нибудь в лесу, в горах.
Или, например, перевал перекрывает фура: крупная авария, дорога стоит по 5–6 часов.– Были ли курьёзные случаи?
– Несколько лет назад в моём троллейбусе сотрудники ФСБ задержали человека с гранатой. Подходит к моей форточке мужчина, тихо говорит: «Покажите документы» – и показывает своё удостоверение ФСБ. «Сейчас сзади войдут двое. Вы откроете дверь и сразу же закроете». Они вошли, скрутили мужчину и вывели с наручниками. В салоне никто не пострадал.
А ещё пересменка иногда происходит в пути. Был случай: троллейбус ехал из Ялты в Симферополь, и в Алуште у водителя заканчивалась смена. Вместо него заступал другой. Он вышел, стоит с сигаретой, пассажиры на него посмотрели – и тоже вышли покурить. И тут они видят: троллейбус сам по себе уезжает! Кричат: «Водитель, ваш троллейбус поехал!» А он спокойно отвечает, затягиваясь: «Это ваш троллейбус поехал. А я уже отработал».
Скорую вызывать приходилось дважды. Один раз на сердечный приступ, другой – на приступ эпилепсии. Кстати, мы проходим обучение по оказанию первой помощи в экстренных случаях. Но на практике вмешиваться опасно, на мой взгляд, всё-таки мы не врачи. Можно на нервной почве только хуже сделать.
ОБЕЗОРУЖИВАЯ БУЙНЫХ
– Приходилось ли кого-то разнимать?
– Обычно такие истории происходят на вечерних сменах, а я работаю в первую. Один водитель как-то обезвредил двух пьяных милиционеров из Днепропетровска, которых пригласили на время саммита... В последний день, когда все главы разъехались, они решили, что теперь тоже можно расслабиться. Напились, сели в последний троллейбус из Ялты в Симферополь. В форме, с табельным оружием. По пути всё время просили остановиться – «в туалет». Водитель им ответил: «Ребята, я всё понимаю, но вы не одни, у меня график, домой надо». А они начали угрожать, оружием махать. Он парень неслабый, вытащил их, отобрал пистолеты, связал и сдал на посту ГАИ на перевале. Пистолеты привёз в диспетчерскую, отдал директору. На следующий день их начальник пришёл: «Любые условия, все запчасти оплачу, только верните табельное оружие».
А как-то вошли мужчина с женщиной, не оплатили проезд. Коллега сделал замечание, они на него накинулись, а потом начали ещё и драться между собой. Водитель снял штанги, сказал: «Или вы выходите, или вызываю полицию». Пассажиры поддержали и те вышли.
– Какие хитрости используют пассажиры, чтобы не платить за проезд?
– В городе банально: кто-то уверяет, что карта «ещё утром работала», но я-то слышу валидатор. Если он молчит, значит, вообще ничего не приложили. А вот на междугородних маршрутах пассажиры частенько проявляют изобретательность, например, покупают билет на пару остановок, а едут до Симферополя, пересаживаясь, чтобы запутать водителя.
– Как вы действуете в таких случаях? Высаживаете?
– Редко. Такие разборки – неуважение к другим пассажирам.
– А как относитесь к историям, когда высаживают детей?
– Дети, между прочим, у которых рюкзак выше головы, всегда первые бегут платить! Был у меня случай: заходит мальчик – маленький, остроносый, очки на пол лица, весь наглаженный – и протягивает 50 рублей. Говорю: забери деньги, я тебя так отвезу. Он: «Но это же будет незаконно!» Ну ладно, беру деньги, даю сдачу, билет. Он: «А билет не надо». Я: «Это будет незаконно». Он: «А, ну тогда давайте!» (смеётся. – Ред.)
Нет, я детей до 45 лет не высаживаю – всех вожу.
Оттянемся и порезиним
– Расскажите о курьёзных случаях с туристами.
– Вошли два парня и две девушки, купили билеты до Никитского сада. Проехали автовокзал, подъезжаем к гостинице «Москва» – все четверо подходят к передней двери: «Спасибо, нам здесь». Я им: «Вы же до Никитского сада брали билеты». Они: «Ну да...» Но этот сад – ботанический КФУ. Проехали пять минут по Симферополю, заплатили почти как до Ялты. Пришлось возвращать деньги и забирать билеты.
– Есть ли у водителей троллейбусов свой «внутренний язык» – профессиональный сленг, знаки, жесты, которые понятны только своим?
– Сейчас можно отправить СМС в чате. А вот сами сообщения зашифрованы: никто не пишет полными словами, только заглавные буквы от каждого слова. Из сленга: «оттянуться» – значит отстать от графика. «Резинить» – значит медленно ехать, когда нет пробок или других объективных причин. Работать без пассажиров – «дверями хлопать». А ДТП показывается жестом: два кулака стучат друг о друга.
– А «рулите» вне работы?
– После троллейбуса на легковой автомобиль у меня фобия. В кабине я сижу высоко, у меня всё в зоне обзора. А в легковушке – где-то на уровне колеса. Мне там неуютно. Обзор, конечно, несравним: в современных троллейбусах даже голову поворачивать не надо: лёгкое движение глазами – и видно всё.
– Сколько в среднем зарабатывает водитель троллейбуса?
– Я водитель первого класса. За стандартный полный месяц выходит около 75 тысяч. Самый распространённый режим работы – четыре дня через один.
Диана МАСЛОВА
Читайте также: Как устроены ролевые игры, насколько они безопасны и почему игроки могут застрять в образах: интервью с психологом, ролевиком из Крыма
Свежие комментарии