На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Свежие комментарии

  • чвсатпкьл
    (По его словам, это позволит решить многолетнюю проблему подтопления) зарасти приехали сначала был дичайший дефицит в...На установку ливн...
  • Леонид Никулин
    такое впечатление что только пенсионеры спасают страну..а промышленность во время военных действий не может для армии...Крымские пенсионе...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Я ничего не плачу и платить не буду. Ремонт делал сам и внутренний и наружный. Все чеки есть. Так что пусть идут на х...В Крыму вырастет ...

Эмоциональные увертюры души: в Симферополе открывается выставка работ Ивана Копаенко

В Симферопольском художественном музее открывается выставка работ Ивана Копаенко (1934–2021). Она приурочена к 90-летию со дня рождения известного крымского мастера.

Нетипично крымский

Как отмечали искусствоведы ещё при жизни Ивана Копаенко, он «нетипично крымский художник». Для него и за пределами полуострова продолжалась горячо любимая прекрасная земля, населённая трудолюбивыми людьми.

Поэтому иной раз и в изображении крымских видов можно нет-нет и отчётливо услышать отзвук акварелей, написанных в молодости, во время путешествий по Кольскому полуострову, Башкирии, Дагестану, Белоруссии. Даже с годами Иван Копаенко не потерял тот дух первопроходцев, когда вместе с бригадами советских художников выбирался для работы за новыми впечатлениями в захолустные уголки огромной страны. В те годы и выработался неповторимый стиль, который соединил в себе и воздушность, ажурность акварели, и одновременно монументальность, масштаб и глубину. Путешествия, трепетные взаимоотношения природы и человека повлияли на его мировоззрение, стали неисчерпаемым источником творчества и вдохновения. 

Как и у многих крымских художников, излюбленным жанром Ивана Копаенко был пейзаж. Но, как отмечают искусствоведы, его произведения были всегда лишены какой-то присущей другим мастерам открыточности, а кроме того, он предпочитал работать в уединённых, «не разрекламированных» местах. Пропитанный солнцем и субтропической щедростью Южный берег Крыма не так часто появляется в его произведениях. А вот тихие предгорья, бухты Карадага и безлюдные тарханкутские берега – эти образы вновь и вновь возникают в его работах и, по-видимому, с предельной деликатностью выражают его представления о красоте полуострова. Зрители же вместе с автором влюбляются в эти лаконично переданные и волшебные очертания родной земли. Пейзажи Ивана Копаенко – это прежде всего эмоциональные увертюры души художника, а не точное воспроизведение панорамного вида, некогда открывшегося ему.

Там на неведомых дорожках

С конца 80-х годов прошлого века Крым стал единственной темой творчества художника. Если ранее в его произведениях он был населён тружениками – хлеборобами, пастухами, рыболовами, то постепенно человек «растворился» в пейзаже. Исчезли следы его деятельности, и лишь едва заметная тропка порой напоминает о его присутствии. Природа же приобретает у мастера наивысшую ценность – она знаменует собой одновременно начало и конец мироздания. 

Как отмечают художественные критики, пейзажи получают философское измерение, ведь, с одной стороны, возникает ощущение некоторой пустынности, но, с другой, чувствуется непрестанное движение энергий – воздуха, воды, мысли. И неслучайно в работах художника часто повторяется одна тема – тропинки, дороги. Это тоже образ вечного движения и непрерывности, перетекания всего сущего. Дорога зовёт, приглашает за собой, вовлекает в пространство зрителя, устремляется в неизведанные дали. «Только на первый взгляд в пейзаже выражен образ природы. На самом же деле это образ самого художника. Его личности. Мне хотелось в творчестве найти прежде всего самого себя...» – отмечал Иван Копаенко. 

Недаром своё творчество художник скромно называл поклоном матушке-природе, а также всем созидателям – тем, кто создаёт не вторгаясь в неё, а в соприкосновении с нею. 

Не как все

В советское время за творческий подход Ивана Копаенко, стремление показать неразрывность природного и человеческого начала он был не раз осуждён ретивыми приверженцами соцреализма. Блюстителям чистоты не нравилась символика, которую автор использовал, чтобы донести до зрителей своё видение: слишком оно отличалось от принятой формы. Его даже нарекли авангардистом. Сам Иван Копаенко говорил: «Форма никогда не имела для меня значения. А имели только выразительность, образность. Они и смысл довлеют над формой».

Анонс

Открытие выставки работ Ивана Копаенко состоится 24 октября в 15 часов в Симферопольском художественном музее по адресу: улица Одесская, 3а. 

Борис Седенко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх