Очень часто люди, пришедшие в храм, обращаются к священнику за такой духовной помощью, как освящение жилища или автомобиля. Для чего это нужно, как это происходит и в чём смысл подобного священного действа?
Действительно, церковная жизнь не замыкается только на богослужебной и храмовой деятельности, а продолжается и вне храма.
Забота священника о своих прихожанах и их посещение являются его прямой обязанностью как пастыря. Поэтому священникам часто приходится причащать на дому больных и пожилых людей, освящать дома и квартиры, а также места работы и службы. То же самое касается личного и рабочего транспорта. Делается это потому, что мы не можем воспринимать Бога живущим только в храме, хотя храм и называется Его домом, но воспринимаем Бога как Вездесущего и Всеобъемлющего. Об этом православные христиане ежедневно говорят в молитве «Царю Небесный», обращённой к Святому Духу, где Он называется «везде Сущим и вся Исполняющим». Нам хочется, чтобы Бог жил через Своё благословение во всей нашей жизни, везде и всегда.Однажды мне пришлось столкнуться с одним горьким случаем и стать свидетелем того, как в храм на отпевание привезли погибшего в автокатастрофе человека. Его родственники, вне себя от горя, обвиняли в случившемся Бога и всё время громко спрашивали священника, как Бог мог такое допустить и где Он был в этот страшный момент. В этот день священник ничего им не сказал, но, когда они пришли в храм через некоторое время и уже были способны его услышать, он сказал им слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Бог всегда находится рядом с теми, кто Его об этом просит и зовёт к себе, но никогда не врывается насильно в жизнь тех, кто не хочет Его пускать». Мне тогда показалось, что эти люди смогли услышать священника и в их понимании жизни многое поменялось.
Именно такое понимание лежит в основе исконных православных традиций, призванных к освящению всей человеческой жизни. У наших прадедов всегда в домах висели иконы, но воспринимали они это намного вернее и глубже, чем мы сейчас. Наверняка кое-кто ещё помнит на старинных домашних иконах, которые висели в святом углу, занавесочки, которые открывались тогда, когда люди вставали на молитву перед святыми образами, и закрывались, когда они снова переходили к занятию обыденными делами. Понимаете, что это означает? Люди реально понимали присутствие Бога рядом с собой и боялись даже думать о чём-то злом. Потому и жили правильнее и праведнее, чем мы сейчас.
Если же говорить о самом освящении, то правильнее будет называть его благословением, как это и написано в церковных книгах, ведь ни дом, ни автомобиль после совершения церковного обряда и окропления освящённой водой святыми не становятся. Но что же тогда человек получает от такого благословения? А происходит на самом деле то, о чём Христос сказал в притче «О сеятеле»: совершая чин освящения, священник данной ему духовной властью сеет семя Божией благодати в чьём-то доме. А вот сможет ли прорасти это семя, и принесёт ли оно свои плоды, будет зависеть уже не от священника, а от самих хозяев…
Максим Тарасенко, протоиерей
Свежие комментарии