В Центральном музее Тавриды открылась выставка, посвящённая закулисью Ялтинской мирной конференции.
Она приурочена к 110-летию со дня рождения фоторепортёра Бориса Шейнина, который освещал это знаковое историческое событие.
Без договора не обойтись
Этот год знаменателен тем, что мы отмечаем 80-летие Великой Победы.
Но к этой важной дате Крым традиционно начинает отсчёт с годовщины мирной конференции, которая в февральские дни состоялась в Ялте. В тот момент советские войска стояли всего в 70 километрах от Берлина, сжимали кольцо вокруг вражеских позиций в Восточной Пруссии, завершали взятие Будапешта. Западные союзники уже понимали, что исход войны очевиден, но требуется согласовать дальнейшие действия.– Ялтинская конференция прошла за несколько месяцев до финальных залпов войны и завершила, по сути дела, её дипломатическими договорённостями, поскольку были достигнуты окончательные соглашения о совместных действиях стран антигитлеровской коалиции при разгроме германских войск. Она установила на полвека тот мировой порядок, остатки которого сохраняются и в наши дни. Именно на Ялтинской конференции было принято решение о создании Организации Объединённых Наций, сделан ряд других очень важных заявлений и решений, – отметил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Черчилль навеселе
Фотокорреспондент газеты «Красный флот» Борис Шейнин был одним из 100 аккредитованных журналистов, которые освещали заседания и мероприятия мирной конференции. Он оставил около тысячи снимков, посвящённых разным эпизодам этого грандиозного мероприятия. В 1970-х небольшое количество этих фотографий было передано в Центральный музей Тавриды.
Как начинались важнейшие переговоры, повлиявшие на послевоенное устройство мира, мы можем ныне судить по этим снимкам. На них запечатлены моменты последних приготовлений советской стороны к встрече высокопоставленных гостей, почётный караул, вытянувшийся по стойке смирно, реакции прилетевших гостей, а спустя неделю последовала серия снимков отбытия иностранных переговорщиков.
– У нас в коллекции представлено чуть больше 60 фотографий, которые Шейнин сделал во время встреч английской и американской делегаций на военном аэродроме в Саках. Каждый может увидеть знакомые лица наших союзников по антигитлеровской коалиции. Это не парадные снимки, по которым мы знаем про Ялтинскую конференцию: «Большая тройка», всё очень благообразно и так далее. Здесь мы видим живых, уставших от перелёта людей. Например, Черчилль, несмотря на свой почтенный возраст, постоянно мотался между Лондоном, Каиром, Москвой, – рассказал Андрей Мальгин.
Остались свидетельства и самого Бориса Шейнина, который в своих военных мемуарах отметил, что, например, американский президент Франклин Рузвельт, спустивший из своего самолёта по специальному лифту, был очень растроган тёплым приёмом и даже сам предложил сделать памятный снимок с теми, кто его встречал.
Сама выставка условно разделена на две части: на ней представлены подлинные снимки, а на стендах – фотографии с аннотацией, перечисляющей основных действующих лиц. К сожалению, по прошествии времени не всех представителей иностранных делегаций можно опознать на изображениях, поэтому несколько человек остаются «за кадром». Большинство представленных фотографий до недавнего времени нигде не публиковалось.
Факт
Уинстон Черчилль к началу Ялтинской мирной конференции уже успел дважды побывать в Крыму. Он останавливался в Симферополе (ул. Шмидта, 15) во время своего перелёта из Каира в Москву в октябре 1944 года.
Интересно
В своих мемуарах Борис Шейнин упоминает один интересный эпизод, произошедший прямо на лётном поле. Амбициозный американский фоторепортёр Ричард Гопкинс сразу же предложил корреспонденту «Красного флота» обменяться фотокамерами, похвастав, что его аппарат стоит как два автомобиля. Но Шейнин не поддался уговорам и вежливо отклонил просьбу нахрапистого коллеги, объяснив, что фотоаппарат дорог ему как память об отце. Все снимки, которые советский репортёр сделал во время работы на ялтинской конференции, выполнены малоформатным фотоаппаратом ФЭД.
Справка:
Борис Шейнин за свою мужественную работу был награждён множеством правительственных наград.ю в том числе двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны двух степеней, медалями за оборону Одессы, Севастополя, Кавказа, взятие Берлина, Вены и другими.
Борис Седенко
Свежие комментарии