Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что российские власти сейчас заняты уточнением положений ядерной доктрины государства, комментируя слова координатора по стратегическим коммуникациям в Совбезе Белого дома Джона Кирби о том, что в случае начала новой мировой войны Европа пострадает в первую очередь.
Кто хозяин?
Лавров отметил, что США ведут себя «как хозяин», который «на том берегу сидит, убеждён в своей безопасности и убеждён, что за него будут делать грязную работу и умирать не только украинцы, но теперь ещё и европейцы».
О том, что власти России задумались о возможных изменениях в своей ядерной доктрине, в июне сообщил президент Владимир Путин. Он объяснил это появлением новых элементов, связанных с «понижением порога применения ядерного оружия» со стороны «вероятного противника». По словам главы государства, речь, в частности, о разработке «взрывных ядерных устройств сверхмалой мощности».
Тогда же, отвечая на вопрос о превентивном ядерном ударе, Путин отметил, что он России не нужен, поскольку при ответной атаке противник будет гарантированно уничтожен. При этом президент подчеркнул, что Россия продолжит развивать ядерную триаду как гарантию стратегического сдерживания и баланса сил в мире.
В июле замглавы МИД Сергей Рябков заявил, что в ядерную доктрину России необходимо внести «концептуальные дополнения и корректировки», поскольку ситуация вокруг конфликта Москвы и Киева показала, что «ядерное сдерживание в его прежнем классическом понимании работает не в полной мере».
Угроза государству
Ядерная доктрина России последний раз редактировалась четыре года назад, в июне 2020 года, в рамках президентского указа «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». При этом критерии применения Россией ядерного оружия в сравнении с утверждённой в 2010-м военной доктриной не изменились: Москва может его применить в ответ на нападение на неё или её союзников с использованием ядерного оружия или другого оружия массового поражения либо в случае агрессии с обычным оружием, если «под угрозу поставлено само существование государства».
В 2020 году в документе впервые были перечислены опасности, в отношении которых применяется ядерное сдерживание. Это, в частности, наращивание противником вблизи границ России и её союзников группировок со средствами доставки ядерного оружия; развёртывание государствами, считающими Россию противником, средств противоракетной обороны, ракет средней и меньшей дальности, высокоточного не-ядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотников и оружия направленной энергии (боевых лазеров). При необходимости президент России принимает решение об использовании ядерного оружия и может проинформировать об этом власти других стран и/или международные организации.
Реакцияна происходящее
Ранее председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов допускал, что изменения в ядерной доктрине России могут произойти, если вырастут вызовы и угрозы по отношению к РФ. Тогда, в частности, может измениться время для принятия решения о применении ядерного оружия.
– Всё будет зависеть от того, как будет меняться военно-политическая обстановка, – отметил парламентарий. – Доктрина отражает нашу реакцию на то, что происходит вокруг нашей страны. Если мы увидим, что вызовы и угрозы увеличатся, значит, мы можем что-то поправить в ней по времени принятия решения о применении ядерного оружия. Но конкретно, конечно, сейчас рано говорить об этом.
Относительно недавно на фоне обсуждения судьбы ядерной доктрины РФ появились сообщения, что Соединённые Штаты приступили к модернизации ядерного арсенала, размещённого в пяти странах Европы. Как рассказал руководитель отдела СМИ Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия (ICAN) Алистер Бернетт, старые ядерные боеголовки заменяются на более новые. Известно, что американское ядерное оружие размещено в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции.
Сказано
Военный аналитик, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО:
– Необходимо конкретизировать положения военной доктрины РФ о применении как тактического, так и стратегического ядерного оружия, при которых Россия оставляет за собой право использовать указанный вид вооружений в ответ на вторжение подразделений или воинских контингентов отдельных западных стран или блока НАТО или атаку Объединённых вооружённых сил Североатлантического альянса против Вооружённых Сил РФ, даже при условии использования противником обычных вооружений.
Научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Сергей КАРАГАНОВ:
– Опасность Третьей мировой войны сегодня нарастает. Где она возникнет? Конечно, в Европе, ведь главная причина этого – отчаянная попытка Запада подорвать Россию. Вот почему я так настаиваю сегодня на возрождении роли ядерного фактора, ядерного оружия, которое последние семь десятилетий играло роль надёжного предохранителя. Упор на ядерном оружии нам нужно делать не только для защиты собственных российских национальных интересов, но и для поддержания международного мира.
Профессор Института медиа НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий ЕВСТАФЬЕВ:
– России надо понимать, каким образом она будет сдерживать спонсоров киевского режима. Политические инструменты воздействия на США ещё как-то работают, а на Европу уже нет. То, что доктрину пересматривать надо, – это безусловно. На политическом уровне аккуратно говорить об этом тоже надо.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии