Зурна, кавал, най, чанг, чубук-давул, уд, даре, саз и дарбука – на столь редких старинных народных инструментах играют в Крымско-татарском фольклорном ансамбле «Крым» Крымской государственной филармонии. В России такие инструменты не найти, поэтому за ними музыканты отправляются в Турцию или Иран. Там же проходят профессиональную подготовку у мастеров.
В ансамбле 35 человек: 13 музыкантов, 12 артистов балета, вокалисты. Самому молодому музыканту 24 года. Ученики, которые приходят из студенческого оркестра крымско-татарских народных инструментов при Крымском инженерно-педагогическом университете, просят научить игре на струнном сазе. Возможно, такой интерес связан с тем, что его звук чистый, звонкий и вместе с тем мягкий. С его помощью поэты выражали радость, печаль и любовь.– Для работы с такими инструментами требуется специальная подготовка, но чаще всего навыки передаются из поколения в поколение. Многие наши музыканты начинали учиться у своих предков, а продолжали в Турции. Мы, в свою очередь, приглашаем турецких музыкантов в Крым для обмена опытом, – рассказывает управляющая творческим коллективом Нина Бекирова.
Уже на протяжении 14 лет коллектив очаровывает этнической музыкой с историческими мотивами слушателей во всём мире. А в сентябре музыканты представили Республику Крым на XV Фестивале культуры и спорта народов юга России в Грозном. Наша собеседница отмечает, что в каждом регионе слушатели отличаются:
– В деревнях от нас ждут более ритмичную музыку – с трубой, даулом, зажигательной хайтармой. А столичный зритель проявляет интерес к более древнему звучанию. Как-то я поинтересовалась у слушателей за пределами Крыма, насладились ли они музыкой, не зная татарского языка? В ответ каждый нарисовал мне образы, которые возникали во время прослушивания: степь, горы, шум моря. Тогда стало понятно, что музыканты успешно донесли нашу историю. Учитывая наше прошлое, в котором люди долгое время жили на чужбине, песни в большинстве своём грустные, отражают непростую судьбу. При этом часто исполнение мы перебиваем весёлым танцем, говоря, что жизнь продолжается.
В ПОИСКЕ ЧИСТОТЫ
Художественный руководитель коллектива Сервер Какура играет, поёт и руководит. Он рассказывает, что в своё время задался целью обратиться в ханский период, где много композиторов, оставивших после себя произведения, востребованные у тюркского народа.
– Сегодня музыка пишется по одному шаблону, от которого уже устаёшь. А хочется чистоты, благозвучия и благородного звучания, музыку, в которой много жизни и нет резких динамических контрастов. Неспроста у всех тюркских народов днём и ночью по радио звучит народная классическая музыка, и дети воспитываются на ней. Каждый из инструментов имеет свою историю. Тем и ценен. Например, зурна – зазывной, громкий и яркий инструмент, который использовался для созыва людей на торжество и праздник. Его можно было услышать на большом расстоянии. В Крыму, к сожалению, не хватало мастеров, играющих на старинных инструментах, поэтому к народной музыке мы обратились поздно. Сейчас для региона это новшество, – говорит руководитель. – Но всё же, зная прошлое, мы движемся уверенно в будущее, и такие музыкальные программы не могут оставлять равнодушным слушателя.
Недавно ансамбль организовал пробное выступление по новой программе «От истоков к современности», состоящей из 10 номеров разных эпох. Благодаря струнным инструментам она получилась очень лирической. Впрочем, сейчас и не время для чрезмерного веселья. Упор делается именно на исторические программы, для создания которых коллектив подключает историков и культурологов.
ДУША РОССИИ
Интерес к традициям предков и звучанию народных инструментов записан в нашем генетическом коде. Поэтому в целях развития национальной академической школы исполнительства на народных инструментах 14 лет назад группа преподавателей музыкальных школ Симферополя решила организовать творческий коллектив во главе с преподавателем Симферопольского музыкального училища имени П. И. Чайковского, дирижёром студенческого оркестра Валентином Лобановым. В оркестре используются домра, балалайка, баян, клавишные гусли и аккордеон.
Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра народных инструментов им. Георгия Шендерёва Валентин Лобанов отмечает, что сегодня, когда наши умы перегружены информацией, необходима музыка, несущая глубину и откровение. А чтобы привлечь современного слушателя, народный оркестр включает в репертуар сочинения новых композиторов, пишущих музыку в наши дни.
– Русские народные инструменты вышли из народа, из глубинки. Так, наш основополагающий инструмент – балалайка, это символ и душа России: в конце XIX века молодой сын купца Василий Андреев услышал игру на балалайке крепостного крестьянина Антипа Васильева и перенёс инструмент из деревни на большую сцену в качестве академического инструмента, – рассказывает руководитель.
И тут же признаётся, что музыкантов, играющих на балалайке или баяне, к сожалению, нечасто встретишь. В школах и училищах обучают детей игре на народных инструментах, однако профессионального государственного коллектива для них нет:
– Выпускники стремятся закрепиться в тех регионах России, где работают профессиональные оркестры при государственных филармониях, создаются государственные программы для поддержания и развития российской культуры, в рамках которой коллективы, оркестры и театры гастролируют по всей стране. Сейчас мы с Главой Республики Крым Сергеем Аксёновым обсуждаем возможность открытия государственного оркестра, профессионального коллектива, в котором смогут работать выпускники и музыканты с материковой части России, проявившие заинтересованность в переезде в Крым.
С МАЛЫХ ЛЕТ
В Симферопольском музыкальном училище имени П. И. Чайковского учеников обучают игре на балалайке, баяне, домре, аккордеоне и гитаре, которая тоже входит в состав народных инструментов и является самым популярным инструментом среди учеников.
Заместитель директора по организационной и воспитательной работе Симферопольского музучилища Елена Гукасян рассказывает, что молодые таланты переходят учиться в КИПУ и КУКИиТ и востребованны в культурных учреждениях полуострова:
– Ежегодно наши выпускники идут работать в музыкальных театрах, школах, отремонтированных сельских клубах и Домах культуры. Большую роль в развитии народно-инструментальной музыки играет оркестр народных инструментов. Кроме того, педагоги училища проводят работу по популяризации этого направления, принимают участие в международных, всероссийских и республиканских конкурсах. Так, на базе училища несколько раз проходили международные фестивали «Крым-Баян-Фест» и «День балалайки».
НАСТОЯЩИЕ РЕЛИКВИИ
Музыкальная культура народов Крыма формировалась на протяжении многих веков благодаря местным и пришлым традициям. А ознакомиться с ней можно в музеях. Например, коллекция музыкальных инструментов Крымского этнографического музея, насчитывающая более 50 предметов, начала складываться с 1994 года: струнные, ударные, духовые и язычковые инструменты. Это как самобытные народные инструменты (вроде балалайки у русских и гармони, бубна и баяна, мандолины у итальянцев или бандуры у украинцев), так и межнациональные инструменты: тар, кяманча, зурна у азербайджанцев и армян.
А вот в Крымско-татарском музее культурно-исторического наследия можно увидеть уникальные образцы музыкальных инструментов, которые знакомят с историей музыкального наследия крымско-татарского народа: образцы сазов, даре, кемане, изготовленные мастерами ХХ века.
БЫЛА БЫ БАЛАЛАЙКА
Каждое лето оркестр им. Георгия Шендерёва даёт концерт в честь Международного дня балалайки. Этот праздник не имеет статуса официального, но любим всеми. Устраиваются различные концерты народной музыки, в том числе фестиваль народной музыки «Самородки», проводятся мастер-классы и выставки балалаек. Также ежегодно проходит «Крым-Баян-Фест» – фестиваль, который знакомит любителей баянной музыки с лучшими исполнителями и открывает дорогу начинающим талантливым музыкантам.
МУЗЫКА ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
После поп-концерта мы, как правило, уходим с ушами, полными басов. Казалось бы, хоть и с настроением, но в то же время истощённые. Народные инструменты же положительно влияют на организм, а фольклорное пение снижает стрессовую нагрузку, помогает в борьбе с заболеваниями центральной нервной системы.
А 12 ноября в большом зале Дворца Культуры Профсоюзов в 18:30 состоится сольный концерт Евгения и Анастасии Печёнкиных "В Объятиях Осени". Этот уникальный вечер будет сопровождаться оркестром русских народных инструментов.
Диана МАСЛОВА
Свежие комментарии