100 лет назад в крымском предгорье было сделано открытие, имеющее не только научное, но и мировоззренческое значение.
В ней отражается солнце
Обширный грот Киик-Коба расположен недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве, нависающем над речкой. В переводе с крымско-татарского Киик-Коба означает «пещера дикого человека».
Интуиция не подвела охотников и пастухов, пережидавших непогоду в сухом и тёплом месте: полость была обжита в очень далёкие времена!Первооткрывателем памятника, получившего широкую известность, стал Глеб Бонч-Осмоловский, специалист в области археологии, антропологии и этнографии. Находки, сделанные учёным в 1924 году, безмолвно, но красноречиво утверждали: в древнекаменную эпоху тут жили полноценные люди, а не человекообразные существа.
Тщательно обработанные кремнёвые орудия, расколотые и обожжённые кости животных... Незатейливые, казалось бы, артефакты достоверно восстанавливали картины жизни искусных охотников: с помощью копий и факелов они загоняли на край обрыва таких монстров, как мамонт, шерстистый носорог, бизон, мастерски разделывали тушу и несли её в пещеру, чтобы поделиться с женщинами, детьми и немощными сородичами.
Благословение огнём
Широкий вход в грот когда-то прикрывала каменная стенка: она защищала жилище от холодного ветра и позволяла сберегать жар костра. Он горел постоянно – об этом свидетельствовали мощные напластования золы. Было очевидно: и кострище, и стенку построили люди, способные к осмысленным и логичным действиям.
Найденные предметы из камня и кости (а наверняка были и деревянные), предназначенные для добычи, приготовления пищи и других жизненно важных дел, были изготовлены в результате интеллектуальных усилий, умений и навыков, свойственных именно человеку. Повышенный интерес учёных вызвал крохотный отщеп, на котором были глубоко процарапаны несколько чёрточек. Исследования показали, что гравировка нанесена «с высокой степенью нейромоторного контроля», то есть голова чётко руководила действиями рук.
Обитель духа?
Но самым главным открытием, подтверждающим разумность людей, живших в Киик-Кобе, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей. Один скелет принадлежал очень маленькому ребёнку. Рядом с ним, в специально сделанном углублении в скальном полу, находились останки взрослого. Позже было установлено, что это была женщина. Оба тела изначально уложены таким образом, чтобы лица были обращены друг к другу.
Поза младенца напоминала его положение внутри утробы. Женщина как будто спала: лежала на боку, голова на ладони, ноги слегка согнуты в коленях. Исследователь обратил внимание: форма ямы схожа с очертаниями фигуры. Всё это было весьма символично: и маленький, и большой человек вернулись во чрево матери-земли. Но они проснутся: как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.
Вполне возможно, что могила имела сакральное значение: функции продолжательницы рода и хранительницы очага определяли высокий общественный статус женщины.
Оставаться человеком!
Находки Бонч-Осмоловского убедительно показывали: борьба за существование в период Великого оледенения не разрушила нравственные устои первобытного человека. Воздавая почести умершим, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронные обряды неандертальцев несли ярко выраженные черты духовности.
Людям XXI столетия трудно представить себе обстановку, в которой выживали наши очень далёкие предки. Следы, оставленные представителями древнекаменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно было увидеть в Центральном музее Тавриды, где недавно проходила выставка, посвящённая 100-летию замечательного открытия, даёт богатую пищу для размышлений.
Под сводами Киик-Кобы эхом отдаются философские вопросы «Кто мы?», «Откуда пришли и куда идём?» Памятник свидетельствует: в самых сложных условиях человек способен оставаться человеком.
Иван Коваленко, краевед
Свежие комментарии