ФИГАРО ЗДЕСЬ, ФИГАРО ТАМ
В мире набирает обороты синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Что это – болезнь или характер?
ПОД ОДНОЙ МАСКОЙ
Забывчивость, постоянный беспорядок на рабочем месте, неорганизованность в делах и импульсивность… Многим можно приписать эти симптомы. Но если триада признаков: гиперподвижность, импульсивность и недостаточная сосредоточенность – проявляются в выраженной степени, может быть виноват синдром дефицита внимания и гиперактивности – особенность развития мозга.
Детский психиатр Крымской республиканской клинической психиатрической больницы № 1 им. Н. И. Балабана Евгения Блинчик рассказывает, что, хотя состояние затрудняет жизнь пациентам и его окружающим, часто диагностируется необоснованно.
– 30 лет назад говорили, что такой диагноз должен выставляться генетиками в связи с двумя изменениями в двух хромосомах. И если раньше диагностировали гипердинамическое состояние, то сейчас устанавливается СДВГ из-за наличия импульсивности и чрезмерной подвижности. К этой категории даже начали относить расторможенных, пациентов с умственной отсталостью. Под маской этого диагноза часто «прячутся» пациенты, имеющие риски биполярного расстройства и шизофрении и в будущем психопатических расстройств.
Интересно, что такие «маленькие торнадо» – неусидчивые, импульсивные и вечно куда-то бегущие дети – не всегда имеют проблемы с обучением в силу их высокого интеллекта. Врач отмечает, что когда слышит о неуспеваемости в школе, не сразу думает о СДВГ. Особенности поведения детей при СДВГ – это импульсивность (внезапные действия и выкрики), склонность к травматизму, повышенная невнимательность. Такие люди избыточно суетливы и не могут отказаться от желаемого.
Согласно исследованиям, свой вклад вносят генетические факторы и соматические состояния: бронхиальная астма, начальные стадии туберкулёза, гормональные заболевания вроде щитовидной железы и так далее.
ПОВРЕМЕНИТЕ С ПИЛЮЛЕЙ
Многие считают, что психостимуляторы, которыми часто предлагают лечить СДВГ, приводят к перевозбуждению нервной системы или, наоборот, подавлению. Евгения Блинчик подтверждает, что страх перед медикаментозным лечением в этом случае оправдан. Вместо этого предлагается психологическая коррекция и занятия с родителями (семейная психотерапия).
– Для начала таких детей нужно успокоить. Поэтому со своей стороны я назначаю корректоры поведения. Если состояние снимается, заключаю, что гиперкинетического расстройства нет. Например, в три года, когда нередко родители жалуются на неусидчивость, это считается физиологическим и естественным временем оппозиции, истерик и резвости. Когда дети взрослеют, родители жалуются на поведенческие проблемы. А под ними, как правило, скрываются отсутствие режима и воспитательных мер дома и в школе. Во многих семьях также требуют от ребёнка высоких результатов на экзаменах и его неудачи относят к СДВГ. На самом деле ни в одном из этих случаев не требуется терапия психостимуляторами, – отмечает врач.
НЕСПОКОЙНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ
Главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава Крыма Дарья Шурыгина приводит официальную статистику:
– 254 выявленных и поставленных на учёт у психиатра. Динамическая функциональная зрелость коры головного мозга достигается по мере взросления. Совершенствуются нейронные связи и уровень рецепторов, способные воспринимать эти нейромедиаторы. Поэтому, как правило, в 13–15 лет дети перерастают синдром и становятся достаточно спокойными. А вот при сохранении симптомов во взрослом возрасте они не смогут выполнять рутинные задачи, требующие длительного внимания, страдают от временного дисконтирования, импульсивности и гиперфокуса. На фоне СДВГ может сформироваться вторичное эмоциональное расстройство типа биполярного аффективного расстройства.
В России ограничен круг препаратов, которые используются для лечения таких расстройств. Официально разрешена лишь одна молекула: атомоксетин, являющийся мягким дофаминовым норадреналиновым стимулятором. Первичные методы: поведенческая коррекция, психообразование семьи и педагогов.
Диана Маслова
Свежие комментарии