В последнее время некоторые из успешных крупных организаторов таких тренингов (психокультов) уже попали в поле зрения правоохранителей за различные преступления.
Лучшая версия себя
Истории успеха хорошо продаются: СМИ пичкают нас ими с детства. Видимо, поэтому мы все подвержены «ошибке выжившего», проще говоря, обращаем внимание лишь на истории успеха, со-здавая искажённую картину, игнорирующую неудачников и выбывших.
Отсюда повальная тяга к поискам «лучшей версии себя» и к тренингам личностного роста, которые часто кончаются личной трагедией.– Доступ к психике человека достаточно простой. Стоит ему пообещать что-то большое и быстро (больших денег, больших успехов и прочего), человек склонен идти на поводу. Одна из причин (популярности тренингов личностного роста и психокультов. – Ред.) – то, что общество наше невротизируется, люди дез-ориентированы в ценностях. А человек в поиске опор бежит, куда все бегут. Если компания хорошо пропиарена, конечно, некоторые пойдут туда в поисках, может быть, даже смыслов. Но попадутся на крючок, – говорит доцент кафедры психологии и психофизиологии КФУ им. Вернадского Ольга Войновская.
Адвокаты предупреждают, что судебные дела против «инфоцыган» в этой сфере до недавнего были бесперспективны. При организации курсов и тренингов «коучи» оказались хорошо подкованы в правовом плане: в публичной оферте (договорах с клиентом) предусматривают невозможность в судебном порядке взыскать ущерб от обмана и манипуляций, причинённый клиенту.
– Как такового закона, направленного на регуляцию тренингов личностного роста, нет. Но есть ряд законов, в частности Гражданский кодекс, Федеральный закон «О защите прав потребителей». В 2025 году готовится пакет поправок в Федеральный закон «Об образовании», в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» ввиду волны недовольства участников тренингов, когда последовали ряд жалоб в правоохранительные органы и волна задержаний известных блогеров, – говорит адвокат Кунель Садыхова.
Как помним, уже с января блогеров, аудитория которых составляет более 10 тысяч подписчиков, обязали регистрироваться в Роскомнадзоре, а значит, отслеживать, какие курсы они преподносят общественности, становится проще.
Что должно насторожить
При выборе тренинга, отмечают эксперты, нет гарантии, что даже дипломированный психолог не будет кормить вас сказками, если это приносит большие деньги. Так что первое правило: смотрите на цену тренинга. В психологическом сообществе цена зависит от статуса и опыта дипломированного специалиста. Кроме того, за качество его работы несёт ответственность определённое профессиональное сообщество, в которое чаще всего вступает специалист. В сфере «инфоцыганства» цена зависит от беспринципности.
– Судите сами: доктор наук, профессор, который 30 лет в академической психологии, у него стандартная цена на оказание помощи, или 25-летняя девочка, которая говорит: «Я выдумала свой метод, заплатите за уникальный курс серьёзные деньги». Высокая цена за обман. Ну какой свой курс в 25 лет, если методы разрабатываются по 50-100-200 лет?! Не существует никаких новых методов. Если у человека «свой, личный метод» – это уже должно вызывать сомнения, – отмечает Ольга Войновская.
Ещё один повод насторожиться: если вы шли решать проблемы к психологу, а попали к священнику.
– Такого термина, как «психологическая секта», нет. Есть «психокульт», то есть организации, которые находятся на границе психологического и религиозного содержания, – объясняет тонкую границу завкафедрой религиоведения и философии культуры КФУ им. В. И. Вернадского доктор философских наук, профессор Ольга Грива.
Ещё один критерий опасности – унижение, обесценивание. Эта манипуляция позволяет не выпустить человека, обратив против него в будущем шантаж компроматом.
– Унижение – один из важных факторов для удержания человека в «психологической секте», так это назову. Когда человек заплатил большие деньги, он не может себе сознательно или бессознательно сказать, мол, как я так мог вляпаться, заплатить 100-200 тысяч и просто уйти? Это его удерживает. Но когда человек уже прошёл акты унижения (а в частной практике, работая с жертвами, мы видим, до чего там доходит), потом эта группа становится как бы свидетелем этого унижения, а человек боится уйти, то есть сделать свидетелей своими врагами, – добавляет Ольга Войновская.
А вот участницу тренингов личностного роста Инну Борович, которая в поисках лучшей версии себя оплатила курсы в Крыму, команда организаторов, однако, исключила из процесса. Девушка напомнила им, что личностный рост и лидерство воспитывается не послушанием, унижениями, уборкой туалетов общего пользования или приготовлением еды кураторам курса (что практиковалось на тренинге), а противоположными методами.
– В тренингах очень активно работает вовлечение. И когда одна моя подруга так увлечённо рассказывала про эти курсы, конечно же, я соблазнилась найти лучшую версию себя, узнать о себе большее. Прошла первую, вторую ступень. Но на третьей мне картина стала более ясной, потому что там включается вовлечение своего близкого окружения. Ну и, собственно, 1–2-я ступень достаточно эмоционально проходили, было понимание, что очень жёстко работают с психикой. Я люблю психологию, но начала понимать, что людей калечат. Как пример, очень жёсткие практики «погребения», когда люди буквально кричали в темноте, потому что они переживали собственные похороны. У некоторых участников на нервной почве отнимались руки, было такое, что одному из них сломали ногу, – рассказывает Инна Борович.
«Коучи» легко снимали с себя ответственность за происходящее нехитрыми вопросами к участнику: «О чём это говорит в твоей жизни? Почему так случилось с тобой?»
– Ответственность перекладывалась уже на самого участника, и он с такой травмой просто молча ушёл с тренинга, даже не обращаясь в правоохранительные органы. Я поступила другим образом, у меня жёсткое неприятие несправедливости. Я обратилась в профильные ведомства, чтобы уделили должное внимание этому вопросу, – говорит человек, испытавший это на себе.
Сегодня в отношении организаторов тренинга ведутся доследственные мероприятия.
Ольга НАГОРНАЯ
Свежие комментарии