Власти России определили финансирование, необходимое для массового выпуска в стране самолётов и вертолётов.
На низком старте
– Меры государственной поддержки авиастроения заложены, соответственно, в отдельный федеральный проект, который вошёл в новый национальной проект по промышленному обеспечению транспортной мобильности, – отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на пленарном заседании форума «Транспорт России».
Глава кабмина также отметил, что российские власти ожидают начала поставок отечественного пассажирского самолёта МС-21 в авиакомпании в 2025 году.
– Сейчас завершается подготовка к запуску серийного производства, – сказал он. – Идёт формирование кооперационных цепочек внутри страны, подбор сотен и тысяч надёжных контрагентов. Мы в предстоящем году ожидаем завершение сертификации флагманского проекта МС-21 и начало его поставок в авиакомпании.
Ранее генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщал, что начало серийного выпуска российских самолётов МС-21 ожидается в 2025 году, а Superjet New – в 2026 году. В частности, в следующем году, как следует из соответствующего распоряжения Правительства РФ, предполагается поставить первые девять машин. С 2029-го же объём производства МС-21 должен составить 72 самолёта в год.
В том же документе отмечается, что поставка 20 SSJ-New в год начнётся с 2026 года. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов, таких как «Ладога», «Освей», «Байкал».
Всего в РФ до 2030 года перевозчики должны получить 990 гражданских самолётов с учётом успешной программы импортозамещения.
Свой широкофюзеляжный
По словам главы Минпромторга РФ Антона Алиханова, первые полёты полностью импортозамещённого российского самолёта МС-21 ожидаются в конце марта – начале апреля следующего года. Министр отметил, что сертифицированные полёты машина будет осуществлять на полностью отечественном двигателе ПД-14. Ранее планировалось, что лётные испытания МС-21 с указанным двигателем начнутся в 2024-м.
Алиханов убеждён, что России нужен свой широкофюзеляжный самолёт, чтобы летать за рубеж. Однако сроки создания такой машины, по словам министра, за пределами 2030 года.
– Сейчас обсуждается, будут ли это новые доработанные МС, просто более удлинённые версии, или какие-то другие самолёты, – уточнил он. – Но для таких самолётов нужны будут новые двигатели с гораздо более серьёзной тягой. Это как раз ПД-35.
Напомним, ПД-35 (перспективный двигатель тягой 35 тонн) – проект российского перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги (с тягой на взлёте от 33 до 40 тонн).
Срочный сдвиг
В 2022 году Правительство РФ представило комплексную программу развития авиаотрасли, в которую заложило планы по выпуску почти тысячи российских гражданских самолётов до 2030-го. Согласно документу, первые поставки машин должны были начаться уже в 2023 году. Ожидалось, что авиакомпании получат такие модели, как магистральные МС-21, Ту-214, Ил-96, SSJ-NEW (SJ-100), региональные машины Ил-114-300, ТВРС-44 «Ладога» и самолёты местных авиалиний «Байкал» и российско-белорусский «Освей». Однако весной этого года программу обновили, перенеся сроки выхода на рынок почти всех лайнеров. Так, теперь серийные поставки МС-21 перенесены с 2024-го на 2025-й, SSJ-NEW – с 2023-го на 2026-й, Ту-214 – с 2023-го на 2025-й, Ил-114-300 – с 2024-го на 2026-й, «Байкала» – с 2024-го на 2025 год. Общее количество запланированных поставок гражданских самолётов до 2030 года сократилось с 1081 до 994. В Минпромторге пояснили, что график поставок откорректирован «с учётом необходимости обеспечения короткого лага между получением одобрительных документов и передачей воздушных судов заказчикам».
В начале сентября на Восточном экономическом форуме первый вице-премьер РФ Денис Мантуров допустил, что планы по выпуску гражданских самолётов в РФ могут ещё раз пересмотреть в следующем году.
Справка
МС-21 – среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт, разработанный корпорацией «Яковлев» (входит в ОАК «Ростеха»). Старт серийного производства лайнера запланирован на Иркутском авиационном заводе на 2025 год.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии