Десятки детей смогли заговорить благодаря высоким технологиям.
Крымский санаторий «Чайка» им. Гелиловичей в этом году показал невероятные результаты в реабилитации детей с задержкой речевого развития. Более 20 маленьких пациентов заговорили впервые в жизни благодаря суперсовременной технологии экзокисти.
Родители, чья мечта услышать слово «мама» сбылась в Крыму, направили благодарственные письма на имя главы республики Сергея Аксёнова.О том, будет ли технология применяться и дальше или такая помощь детям окончится с завершением большого исследовательского проекта крымских реабилитологов, мы говорили с доктором медицинских наук, профессором кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины и адаптивной физической культуры Медакадемии им. С. И. Георгиевского Сергеем Власенко.
Проблема в голове?
– Как вообще организовали такое лечение?
– Экзокисть принадлежит Крымскому федеральному университету, куплена за очень большие деньги. Эта модель действительно уникальная, она постоянно развивается. Учёные ГБУЗРК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации» совместно с НКЦ «Технологии здоровья и реабилитации» (структурное подразделение «КФУ им. В. И. Вернадского») провели исследования в рамках двух федеральных грантов. Первое было посвящено методике лечения детей с ДЦП. И мы первые, кто применил экзокисть в реабилитации таких пациентов. Оказалось, что она эффективна.
Второй грант получил коллектив авторов, выдвинувший гипотезу о том, что улучшение функции руки способствует улучшению речи. Так, собственно говоря, и оказалось, потому что изначально человек начал говорить в те далёкие времена, когда на-учился работать руками. Здесь прослеживается прямая связь. За речь и мелкую моторику отвечают центры головного мозга, расположенные рядом.
– Как работает такая роборука?
– Ребёнок думает, например, о том, как он сгибает или разгибает кисть, экзорука срабатывает и делает соответственное движение. То есть ребёнок даёт сигнал мозгу, а компьютерная программа его считывает. И если он правильный, если идёт из необходимого отдела мозга, то рука двигается, а в противном случае остаётся неподвижной.
– Значит, результат налицо и обмануть ни врача, ни пациента невозможно? А как же ко всему этому подключается речь?
– Мы активизируем центры мозга, которые отвечают за движения руки, а тут же центры рядом, отвечающие за нашу речь. И вот идёт возбуждение этих центров мозга. Мы же доказали, что ручная моторика стимулирует развитие речевого аппарата. Это всё психомоторное развитие ребёнка.
Протянем экзоруку помощи
– Каков возраст неговорящих детей, которые прошли такую реабилитацию в Крыму?
– Ну, смотрите, они начинают понимать, что им требуется сделать в экзоруке, лет в 5–6.
– То есть как раз когда родители молчунов начинают бить тревогу?
– Нет, родители начинают бить тревогу уже с двухлетнего возраста. Ведь развитие речевого аппарата – это ещё и залог правильного глотания, жевания, дыхания. Тут всё взаимосвязано: набор веса, сон, физиологическое развитие и пр. С года мы должны контролировать этот момент. Есть понятие «диспансерное наблюдение» в поликлиниках, и медицинские специалисты должны обратить на это внимание родителей.
– А кто чаще страдает задержкой речи: мальчики или девочки? Есть мнение, что родовые травмы (подвывих шейных позвонков), из-за которых ребёнок получает проблемы с речью, чаще бывают у мальчиков.
– Неверно. Во-первых, родовые травмы сейчас – это очень редкое явление, так как акушерскую помощь оказывают на достаточно высоком уровне, с хорошим материально-техническим оснащением перинатальных центров.
Сейчас на первый план выходят генетические заболевания. Задержки психоречевого развития и в целом болезни психической сферы занимают лидируюшие позиции по инвалидизации среди пациентов детского возраста, причём не только в России, но по всему миру. ДЦП, который ещё недавно был на первом плане, ушёл на второй. На данный момент психиатры становятся, скажем так, очень востребованными. Аутизм, задержка психического развития (ЗПР), СДВГ и другие поведенческие расстройства – это всё психиатрический профиль. Но санаторно-курортного лечения данных пациентов, к сожалению, нет ни у нас, ни на материке.
Мы, конечно, работаем над этим. Например, по санаторно-курортному лечению детей с аутизмом уже защищена докторская. Мы разработали и доказали эффективность комплексов санаторно-курортного лечения в зависимости от клинических проявлений заболевания – возбуждения или наоборот заторможенности. Такого вообще нигде нет!
Повторю, официально эти пациенты не могут проходить санаторно-курортное лечение в системе здравоохранения. И конечно, это огромная проблема, потому что дети с диагнозами, которые я назвал, занимают первое место по инвалидности. В санатории многие попадают, скажем так, по неврологическому диагнозу. У них две основные проблемы – это задержка психоречевого развития и ортопедия.
Не наш профиль?
– А какие ещё продвинутые подходы применили в реабилитации детей?
– В санатории МЗ РК «Чайка» им. Гелиловичей, где проводилась реабилитация, существует мультидисциплинарная бригада. Пациента осматривает коллектив специалистов: невролог, ортопед, логопед, психолог, специалист по лечебной физкультуре, физиотерапевт и диетолог. Мы выявляем проблемы. Слушает вся команда, и каждый со своей стороны начинает думать, какими методами и средствами он может помочь пациенту. Мы выстроили такой подход, который должен быть. Так работает вся реабилитационная служба Российской Федерации.
– Насколько я знаю, как такового республиканского центра детской реабилитации в Крыму пока нет. Как думаете, сможет ли закрыть потребности крымских детей федеральный центр, который строится в Евпатории?
– Федеральный центр построен, ждём в марте его открытия. Но, во-первых, он федеральный – это немного другое. Мы же говорим о наших крымских детях? Во-вторых, в федеральном центре коечная мощность – 200 человек: сюда будут поступать самые тяжёлые пациенты со всей России. Там будет четыре реанимации, нейрохирургическое отделение. То есть там будут очень высокотехнологичные методы лечения тяжелейших больных. Сами понимаете, ребёнок с задержкой психоречевого развития, который плохо разговаривает, плохо учится, гиперактивен, – не совсем профиль такого центра, а скорее профиль существующих в Крыму детских санаториев. Та же «Чайка» могла бы стать отличной базой для такого лечения.
Встань и иди!
– Экзотехнологии – это, по сути, новые возможности реабилитации, но по карману ли они нашим санаториям?
– Экзокисть, которую предоставил для исследования КФУ, была куплена за счёт гранта, за большие деньги – порядка 10 млн рублей. Такое оборудование детским санаториям не по карману.
При этом в своё время мы вообще первыми в России попробовали экзоскелет на детях с ДЦП. Ребёнок благодаря ему начинал ходить! Есть даже отечественная разработка экзоскелета Bambini для самых маленьких пациентов, ростом от 94 см.
По большому счёту, экзоскелет полностью бы решил проблему спинальных больных. Благодаря ему они могут встать и пойти. И мы нуждаемся в робототехнике. На материке экзоскелет купили очень многие организации. У нас такое оборудование – и только для взрослых пациентов – имеет пара медорганизаций.
– Если профильных реабилитационных центров для детей в Крыму пока нет, кому же вы будете передавать результаты исследований?
– Ну, во-первых, это исследование мирового уровня. Мы исследовали биохимию крови, изучали факторы роста нервной ткани благодаря тому, что в нашей Медицинской академии им. С. И. Георгиевского есть лаборатории, здесь кафедра медицинской реабилитации, здесь серьёзная профессура. Нам не стыдно за это исследование. Мы доказали, что лечение с применением экзокисти эффективно при церебральном параличе. Конечно, написано несколько статей, масса рекомендаций, защищены патенты. После этого исследования экзорука начала активно применяться в России. Сейчас заканчиваем второе исследование – по речи. Доказали, что она стимулируется. Патент уже защищён. И это уже тоже используется в России.
Мы едем к вам
– То есть Крыму как здравнице остаётся сделать шаг – закупить такое экзооборудование и тем самым привлечь тысячи нуждающихся в таком лечении людей?
– Вы хорошую тему подняли. На базу, где мы проводили лечение, люди ехали именно ради этой руки. Звонили, спрашивали: «Экзорука есть? Тогда мы едем к вам!» Такие уникальные высокотехнологичные методики очень стимулируют приток туристов, соответственно, вообще повышают уровень медицины и реабилитации в Крыму.
Если те же санатории будут отставать в технологическом развитии, возникнет вопрос об их существовании. Тем более что Крым специализируется и на помощи спинальникам. И было бы хорошо, чтобы наши дети получали высокотехнологическую помощь посредством экзоруки и экзоскелета уже в рамках ОМС.
– А давайте вернёмся к причинам проблем с речью. Вы вините в них генетику. А разве гаджеты – не первый враг детского развития? Они же, по сути, лишают детей социализации, движения, живого общения, работы руками, письма и т. д.
– Я бы не стал так категорично делать из них врага. Потому что существует миллион развивающих компьютерных программ – например, для развития речи. Они хороши монотонностью. Вот чем хороши бабушки? Они же могут часами сидеть и что-нибудь монотонно повторять детям. Спешить им на пенсии некуда, а ребёнку повторение важно. Мы в нашей спешке не успеваем говорить, повторять что-то детям, общаемся с ними на другом физиологическом уровне. Часто спешим с развитием ребёнка, хотим всё и сразу, а это неправильно. В одно время ребёнок должен пойти, в другое – начать говорить. И зачастую определённые программы выполняют функцию этих бабушек, монотонно что-то рассказывающих. А ребёнок, глядишь, и уже повторяет. То есть тут надо чётко дифференцировать гаджеты, которыми пользуется ребёнок.
Нет времени на детство
– А эта мода, когда у ребёнка нет никакого свободного времени: его водят на десятки кружков ради развития. Как к этому относиться? Дайте рекомендации.
– Конечно, всё очень индивидуально, нет рецептов, одинаковых для всех. Но родителям я говорю: «Папа с мамой должны быть ребёнку другом, ходить с ним в зоопарк, ездить на море, то есть он от вас должен получать положительные эмоции». Если папа с мамой бесконечно учат ребёнка, выполняют роль педагога, рано или поздно наступает такой эффект торможения: ребёнок уже не воспринимает их ни как родителей, ни как педагогов. Поэтому кружки в этом отношении берут на себя эту функцию. Они крайне необходимы. Но какие? Вот тут я бы рекомендовал прежде всего советоваться или с врачами-реабилитологами, или с неврологами, или ортопедами, потому что каждый кружок может даже нанести вред в определённых случаях. Было и такое. Например, ребёнка с нестабильностью шейного отдела позвоночника родители отдают на бокс, где его начинают бить по голове. Таким образом создаются условия, когда здоровье становится хуже.
– А что если плавание? Традиционно говорят, что это самое эффективное развивающее занятие для ребёнка…
– Мы, реабилитологи, сейчас меняем своё отношение к плаванию. Если мы говорим о задержке психоречевого развития, аутизме, плавание в данном случае никакого положительного эффекта не оказывает. Мы рекомендуем методику, которая разработана в Институте детской курортологии и физиотерапии, – фридайвинг. Это различные виды погружений с задержкой дыхания. И для таких детей это оказывает очень мощный лечебный эффект, потому что задержка дыхания приводит к определённым процессам – улучшается крово-снабжение головного мозга и т. д.
Дальше иппотерапия (общение с лошадью) – прекрасный метод. Но опять же, если ребёнка просто садят на коня и он катается, это не иппотерапия. Что на качелях он покатался, что на лошади. На самом деле нужны специальные упражнения. Иппотерапия разработана в 1939 году в Германии для лечения сколиотической болезни детей. И те упражнения, которые были разработаны для лечения с помощью лошади, чаще всего никто не знает и не делает. Качество образования в этом направлении нулевое. Те, кто катает на лошадях, чаще всего не иппотерапевты, а «зарабатыватели» денег.
В целом для детей с задержкой психоречевого развития нужно выбирать кружки так, чтобы они воздействовали на разные структуры головного мозга, включали разные потоки восприятия информации: зрение, речь, слух и руки – четыре основных направления. Чтобы каждый день ребёнок менял сферу общения, педагогов, менял стимуляцию мозга – поток входящей информации. Да, это тяжело. Работа с ребёнком не должна заканчиваться: есть санаторно-курортный этап, этап школы, этап кружков. А добавьте сюда любящих папу и маму – и эффект не заставит себя ждать.
Блицопрос
– С чего начинается ваш день?
– Со стакана тёплой воды.
– Опишите себя тремя словами.
– Активный, творческий, добрый.
– Чего не терпите в людях?
– Лжи.
– Где в Крыму ваше место силы?
– В Евпатории.
– Если бы всю жизнь вы могли есть одно блюдо, что это было бы?
– Яблоки.
– «На меня сильно повлияли...»
– …мои родители.
– Люди ошибаются, когда говорят...
– …что невозможно ничего изменить.
Ольга НАГОРНАЯ
Свежие комментарии