На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Шишинов
    Крымчанам разреши...
  • Ольга
    Когда уже прекратят постить эти тупые извинения! Какова их смысловая нагрузка? Эти гниды что - осознали и раскаялись ...Я был в состоянии...
  • nyha
    Что у трезвого на уме у пьяного на ЯЗЫКЕ...на ЛЕСПОСАДКИ..геть ПОЖИЗНЕННО..Я был в состоянии...

Почему растёт число детей с нарушениями речи и как сказкотерапия раскрывает душу ребёнка: интервью с воспитателем симферопольского детского сада

Почему растёт количество детей с нарушениями речи, чем занимаются дошколята, когда их никто не видит, и какие секреты можно узнать из детских сказок? Обо всём этом нам рассказала воспитатель симферопольского детского сада № 95 «Звоночек» Сусанна Лятиф-Заде.

СУНДУЧОК С ТАЙНАМИ

– Заметила, что в вашей логопедической группе преимущественно мальчики.

Это случайность или закономерность?

– Девочки развиваются быстрее, поэтому у мальчиков проблемы с речью встречаются чаще. Сейчас в группе 14 детей, среди которых лишь три девочки. В прошлом выпуске было 15 детей, девочек – две.

– Становится ли больше детей с нарушениями речи?

– Да. За 20 лет моей работы статистика ухудшилась на 30%. Преимущественно это связано с нездоровым образом жизни родителей, экологией и наследственными факторами. Более того, многие упускают первые тревожные «звоночки», не прислушиваются к врачам и теряют время. Родители убеждены, что ребёнок здоровый, перерастёт и заговорит. Ещё одно из моих наблюдений: родители перестали общаться с детьми. Больше не услышишь бесед: «Посмотри, какое солнце и небо». Ребёнок играет в гаджете, а родитель уходит в себя. При этом смартфоны пусть и способствуют информационному развитию детей, но не помогают эмоциональному и познавательному. Спросите у ребёнка времена года – он не ответит.

– А какие именно признаки игнорируются родителями?

– Для младенца характерны и гуление, и реакции на речь, и любые другие звуки. Если ребёнок не реагирует, вероятно нарушение слуха. Могут также наблюдаться плохие хватательные рефлексы. Если они плохо развиты, возможны неврологические проблемы.

– Чем грозит для ребёнка в будущем такое упущение?

– Школьная программа не стоит на месте, и сегодня дети должны приходить в первый класс подготовленными: уметь читать и писать. Если ребёнок начнёт учёбу с проблемами в речи и нарушениями слуха, то будет отставать от сверстников и не сможет усваивать программу. Так формируется задержка психического развития.

– Как вы находите подход к каждому ребёнку, учитывая их разные характеры?

– Каждый ребёнок – это сундучок с тайнами. Нужно найти, что его вдохновляет, понять детскую душу. Принципы здесь – наблюдение, вхождение в доверие и дружба на уровне партнёрства.

– Есть ли современные тенденции в воспитании, которые вы внедряете в своей работе?

– Сказкотерапию. Это метод Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Через написание сказок можно понять, что тревожит ребёнка, о чём он мечтает и чего боится.

– Какая сказка, написанная ребёнком, запомнилась больше всего?

– У одного из замкнутых мальчишек в сказке фигурировали «недобрые» предметы: оружие, раненые люди и танки. Я побеседовала с родителями, и выяснилось, что отец поднимал руку на мать. Танки символизировали ссоры и постоянные скандалы в доме. С помощью сказки родитель может выявить тревожность у ребёнка. Попросите перед сном сочинить историю, продумать героев, и он откроет вам душу.

– Как на поведение детей влияют родители и как выстраивается сотрудничество с семьёй?

– Дети полностью копируют родителей, даже интонации. Если мама утром раздражённо отдала ребёнка в сад, он весь день будет нервным. Поэтому я стараюсь вовлекать родителей в процесс: они участвуют в утренниках, гуляют с нами, ходят в кино и театры.

– Расскажите о самом непростом случае в вашей практике.

– Запомнился неговорящий мальчик с расстройством аутистического спектра. Каждый день он должен был облизать все кроватки. Иначе день не задавался – он становился агрессивным, вспыльчивым, мог просто кричать. Наблюдали также предпочтение к игрушкам только синего цвета, к другим не проявлял интереса. Более того, ему не удавалось сидеть 15-20 минут на занятии. В какой-то момент родители решили попробовать дельфинотерапию. И регулярные занятия дали результат: вскоре ребёнок начал произносить свой первый звук – дельфиний крик. Дельфин дал толчок для развития его нервной системы. В конце года ребёнок так и не заговорил. Но каково было моё удивление, когда во время мониторинга он успешно ответил на все мои вопросы. Спустя десять лет в городе кто-то постучал мне по плечу. Оборачиваюсь, а там стоит 18-летний юноша, тот самый молчаливый ребёнок. Он узнал меня, вспомнил моё имя и рассказал, что обучается в математическом лицее. Среди людей с признаками аутизма часто встречаются гении.

ГРОМКИЙ ТИХИЙ ЧАС

– Бывали ли случаи, когда ребёнок выдавал дома родителям что-то компрометирующее про садик?

– Как-то ребёнок рассказал, что на обед в садике подавали шашлык. Родители пришли ругаться: ему нельзя было есть мясо в таком количестве. На самом деле под шашлыком он имел в виду макароны с кусочками мяса. Со своей стороны, мы знаем всё, что происходит в семьях. Был случай, когда девочка пожаловалась: «Мама с папой пошли покупать в магазин братика, а меня отправили к бабушке. Ну вот почему они не взяли и меня в этот магазин?»

– А запомнилась ли необычная отговорка, чтобы не спать на тихом часе?

– «Если я усну, не смогу думать». Тут и возразить нечем было! Другой раз объясняю, что для того, чтобы расти, нужно отдыхать и спать. Он отвечает: «Ну куда мне расти? Я уже в кроватку не помещаюсь».

– Есть ли у детей смешные способы объяснять свои проделки?

– Самая частая фраза: «Оно само!» Мальчик сломал поделку, принёс домой, а утром заявил, что её сломала кошка. Только вот кошки в доме не было…

– Какая детская обида вас особенно рассмешила?

– Лето. Вижу, мальчик сидит без настроения в песочнице. Спрашиваю, почему он не играет со всеми остальными. Объясняет: «Мне недостаточно песка. И он не лепится!»

В другой раз девочка пришла со своей любимой куклой, но в какой-то момент надулась. Я заметила эту перемену в настроении и пошла выяснять причину. Оказалось, что она поссорилась с куклой, та больше не хотела с ней дружить. Мне пришлось выступить психологом, побеседовать отдельно с куклой, шепнуть ей пару слов на ушко, и тогда она вернулась к девочке мириться. Настроение ребёнка взлетело.

– Что делают дети, когда думают, что их никто не видит?

– О, только в эти моменты можно увидеть настоящего ребёнка! Скромный превратится в активную «юлу». Молчаливый талантливо запоёт. А кто-то бежит делать пакости: рисовать на мебели, ломать игрушки или складывать их в свой карман. Многие стоят у зеркала и гримасничают.

– Что вас больше всего удивляет в детской логике?

– Дети думают, что дождь идёт потому, что они и сами хотят плакать. Или наоборот: «Я сегодня в хорошем настроении, и смотрите, как солнце зажёг!»

– Какой самый необычный предмет ребёнок принёс с собой в садик?

– Опасные предметы: отвёртки, колющие, режущие. Девочки втайне от мамы приносят драгоценности. А как-то мальчик пришёл в шляпе с широкими полями – она принадлежала его отцу, актёру театра. Он перевоплотился в него и весь день нам показывал спектакли.

– Какие хитрости используют дети, чтобы избежать нелюбимого занятия?

– Они начинают ластиться. Позовёт к себе заговорщически, на ухо шепнёт: «Я тебе открою секрет. Но только если ты никому не расскажешь... Я тебя люблю!» И тут ты обо всём забываешь, расплываешься в улыбке.

– Какой детский вопрос поставил вас в тупик?

– Иногда спрашивают, почему нет сестрёнки, брата или отца. В такие моменты важно не травмировать и переключить внимание.

– Сколько может зарабатывать воспитатель детского сада?

– До 35 тысяч рублей.

Когда идти к логопеду?

Лучше проконсультироваться со специалистом, если в 2-3 года:

словарный запас меньше 20-30 слов,

звукоподражание (например, «ав-ав» вместо «собака») не развивается в слова,

ребёнок не понимает простые просьбы (дай, покажи, возьми).

В возрасте 4-5 лет стоит обратиться к логопеду, если ребёнок:

не может составлять предложения из 3-4 слов,

запинается, говорит отрывисто, «проглатывает» звуки,

использует вместо слов жесты, указывает пальцем,

не может пересказать простую историю или событие,

замкнутость и избегание общения – тоже возможные признаки речевых проблем.

Диана МАСЛОВА

#GALLARY_ID_19299#

 

Ссылка на первоисточник
наверх