На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

66 подписчиков

В Симферополе открылась выставка книжной иллюстрации художника Александра Прусакова

В музее Ильи Сельвинского открылась выставка книжной иллюстрации художника Александра Прусакова. После знакомства с экспозицией зритель явно почувствует тягу к чтению.

Мастер своего дела

Не случайно выставка носит название «Тоннель». Во все времена взаимоотношения между автором, читателем и художником-графиком были важным узлом существования самого произведения, от которого зависит многое: полезность, популярность, востребованность книги.

И работы Александра Прусакова, представленные на выставке, демонстрируют, насколько разными бывают такие тоннели, ведущие к читательскому сердцу.

Прочтение художником литературного произведения для последующего создания к нему иллюстраций – это особый и ответственный процесс, который существенно дополняет и расширяет картину, созданную автором текста. Очень важно не исказить впечатление, а, наоборот, вдохновить читателя на знакомство с произведением.

Поэтому одно из центральных мест занимают иллюстрации, созданные к роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Роман и сейчас считается одним из самых любимых у россиян, а много лет назад перевернул жизнь советской молодёжи. Ценность работ Александра Прусакова заключается в том, что он в числе первых сделал «видимыми» персонажей романа, создав соответствующие иллюстрации.

– Думаю, мой опыт в этом плане похож на опыт всех первых читателей «Мастера и Маргариты», когда в журнале «Москва» была напечатана первая его часть. Мне также, как и многим  другим, этот журнал был дан на одну ночь, с обязательством вернуть его утром. Он ещё не был издан в книжном варианте. Он был первым большим произведением, которое привело к созданию серии, – рассказывает он. – Работать было легко, потому что та образность, которая есть у Булгакова, позволяет сразу же выстраивать готовую композицию. Мы это и по современным популярным фильмам  видим.

Серия создавалась в течение двух лет, но с большим вдохновением. После этого ещё не раз возвращался к произведению.

– Конечно, иногда приходится перечитывать. Более того, творческий процесс предполагает, что, например, зарубежных авторов я читаю в разных переводах, в них есть существенная разница, – рассказывает он.

Радовать и вдохновлять

Каждая книга требует особого подхода, ведь не всегда иллюстратору приходится работать с захватывающими детективами Эдгара По или фантастическими произведениями братьев Стругацких. Художник может быть привлечён и для изображения животных в серьёзном научно-популярном издании. А ценность зоологической иллюстрации, наоборот, в её точности, информативности для читателя. На выставке нашлось место и для такого наглядного пособия.

И всё равно, кажется, что зритель больше времени явно уделит котикам – игривым и подвижным персонажам книги Галины Печаткиной. И над героями этой книги художнику пришлось  поработать терпеливо, но с удовольствием, ведь и сами персонажи были настоящими,  и рассказы дописывались и переписывались. Поэтому «портреты» домашних любимцев менялись под стать стремительному течению жизни.

– Я бы сказал так, что эти кошки на этих иллюстрациях уже неотрывны от этого произведения, – комментирует автор иллюстраций.

Своеобразный сюрприз для зрителей – две свежие иллюстрации. Они созданы к стихотворениям Ильи Сельвинского. Как сообщил автор, идея обратиться к творчеству известного поэта-конструктивиста принадлежит супруге, а он благодарен ей за новые творческие открытия. Поскольку в этом году отмечается 125-летие со дня рождения Ильи Сельвинского, то Александр Прусаков намерен  продолжить эту важную и интересную работу.

О нейросетях

– Нет, не пугают. Наверное, потому, что мы вкладываем душу в произведение. Понятно, что в нейросети вкладывать нечего. Это будет заметно любому читателю, зрителю.

О книжной графике

– Однозначно иллюстрации, которые выполняются в старинном ключе, на бумаге – мне они ближе, роднее. Они теплее. Но и тот, и другой (компьютерная графика. – Ред.) подход имеют свои плюсы.

О традициях

–На мой взгляд, любую книгу с иллюстрациями интереснее читать – мы же с детства это знаем. Детскую и взрослую, и серьёзную литературу традиционно иллюстрировали известные русские мастера. Есть много книг, которые были изданы в разные годы с прекрасными иллюстрациями – это традиция, сложившаяся культура книгоиздания. И она не должна уходить.

Борис СЕДЕНКО

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх