На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Свежие комментарии

  • чвсатпкьл
    (По его словам, это позволит решить многолетнюю проблему подтопления) зарасти приехали сначала был дичайший дефицит в...На установку ливн...
  • Леонид Никулин
    такое впечатление что только пенсионеры спасают страну..а промышленность во время военных действий не может для армии...Крымские пенсионе...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Я ничего не плачу и платить не буду. Ремонт делал сам и внутренний и наружный. Все чеки есть. Так что пусть идут на х...В Крыму вырастет ...

Анатолий Заяев – уникальная фигура не только для «Таврии», но и для Симферополя в целом

18 декабря 2012 года. В этот снежный и нетипично холодный для Крыма вечер, будто очередной порыв вихря, прозвучала новость, страшная не только для футбольных болельщиков. Анатолий Заяев больше не придёт на матч на трибуну родного «Локомотива», который, по сути, он и создавал.

А на нём – любимую «Таврию», одну из главных визитных карточек солнечного Крыма наряду с «Ласточкиным гнездом», Карадагом и ялтинской набережной.

И вот не успели мы моргнуть в водовороте исторических перипетий, как прошло двенадцать лет. Теперь мы живём в родной стране, а футбол при этом так и остаётся её главной спортивной болью. Особенно в Крыму. Именно сегодня на его родном «заяевском» доме наконец появилась мемориальная табличка.

ВСЕМ ПАПА

Футбол знает много примеров, когда определённая команда, уже сменившая с десяток наставников, продолжает ассоциироваться в футбольных умах с одним и тем же именем. С ходу на память приходят зарубежные «Манчестер Юнайтед» и его великий сэр Алекс, а также наши отечественные параллели. «Спартак» (Москва) – Бесков и Романцев, «Локомотив» – Юрий Сёмин, а «Динамо» из Киева – Валерий Лобановский. Именно к числу таких клубов-однолюбов, вне всякого сомнения, относится и наша симферопольская «Таврия». Когда в Харькове её футболисты подняли над головами один из двух главных трофеев – Кубок уже другой страны при очередном тоже уважаемом наставнике, нет-нет да и проскальзывала в сознании параллель: а ведь и к этому успеху тоже причастен наш Папа. Именно так, не стесняясь чувств, Николаевича называли его ученики, а их он воспитал целую плеяду. Позже стали уважительно шёпотом называть Дедом, но и в этом прозвище, узнай о нём Заяев, он бы усмотрел исключительно уважение и никакого намёка на язвительный тон.

Анатолий Заяев – уникальная фигура не только для «Таврии», но и для Симферополя в целом. Огромная редкость, что Николаевич нашёл себя в том месте, где родился. В военное время он потерял почти всех родственников-мужчин, но этим лишь закалился. Тяжёлую работу на заводе совмещал с игрой за «Пищевик». По сути, «Таврия» в своём нынешнем громком звучании и статусе – детище именно главного в её истории тренера. Дебют на чемпионате СССР в далёком 1958-м, увольнение и назначение Заяева на должность сначала начальника команды, а потом и наставника – всё это заложило прочный фундамент будущих побед. А главной из них, несомненно, стало завоевание чемпионского титула в первом автономном сезоне после распада Союза. Болельщики, которые помнят этот триумф начала девяностых, хорошо понимают, насколько значимой была та игра против киевского «Динамо». Это было не только противостояние двух команд, но и высшее выражение борьбы Крыма за самоопределение. И Симферополь одержал первую победу. Победу Заяева!

СЕРДЦЕМ С «ТАВРИЕЙ»

Уникальные цифры отнюдь не сухой статистики – её Николаевич не любил, доверяясь невероятному природному чутью. Анатолий Заяев с перерывами проработал больше тридцати лет. Да, в его яркой и насыщенной среди прочего и футбольной жизни были разные страницы: «Днепр», севастопольская «Атлантика», «Полесье» из Житомира, «Прикарпатье», «Николаев» и даже молдавский «Конструкторул», но ведь все прекрасно понимали даже в период непродолжительной отлучки: Заяев – это «Таврия», и наоборот. Его сердце, даже находясь территориально в другом городе или стране, всегда принадлежало Симферополю, и это вовсе не высокопарные слова. Заяев не был простым человеком – это тоже хорошо знают все, кто когда-либо пересекался с ним на жизненном пути. Но в то же время ни один человек не скажет о нём плохо. Бесчисленные истории с жильём для футболистов, улучшением условий их жизни и даже с участием в личном… О своих бытовых неурядицах игроки «Таврии» могли говорить только с Тренером № 1.

ЖИТЬ СПЕША

Он не знал полумер. Жил так, будто может куда-то опоздать, даже перешагнув рубеж восьмидесятилетия. Заяев любил скорость. Как в действиях футболистов, так и за рулём любимой машины. Точно так, торопясь, он и покинул нас, будто понимая, что теряет секунды для трансляции своих многочисленных идей потомкам.

До стадиона «Фиолент» от его дома несколько сот метров. До сих пор перед глазами, как Заяев под изумлёнными взглядами юных футболистов, которые уже и не узнавали Легенду, выделывал акробатические трюки на спортплощадке.

Сегодня рядом с этим домом его любимые люди, его семья. Это и футболисты «Таврии», среди которых не бывает бывших, и руководители администрации родного сердцу Николаевича Симферополя. Прошло уже достаточно времени, чтобы рана зарубцевалась, но сегодня многие не в силах сдержать слёзы.

Павел СЕМЁНОВ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх