На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

62 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    В Московской области женщины собираются в библиотеке, тоже плетут маскировочные сети и в каждую сеть зашивают оберег ...Студенты из Красн...
  • Михаил Васильев
    Это нас мало интересует!Тысячи поцелуев: ...
  • ММ
    А что так мало???Собака укусила шк...

Вдохновение Крымом: как создавалась феерия Грина «Алые паруса»

ИСТОРИЯ О СБЫВШЕЙСЯ МЕЧТЕ

100 лет назад феерия Александра Грина «Алые паруса» увидела свет. Одно из самых жизнеутверждающих произведений отечественной литературы родилось на жестоком переломе эпох.

ТОСКА О СВОБОДЕ

К 23 годам Александр в поисках счастья изрядно истаскался по миру: ни моряка, ни золотоискателя, ни солдата из него не получилось. Однако молодого бунтаря заприметили социалисты-революционеры. В начале XX века эсеры стали крупнейшей политической партией в России и продолжали расширять сферы влияния. Руководство приняло решение внедрить харизматичного Гриневского в армейскую среду и направило его в Севастополь. Здесь Студент, он же Долговязый, попал в поле зрения жандармов и осенью 1903 года был арестован.

Неволя оказалась для будущего писателя худшей из невзгод. «Тоска о свободе достигала силы душевного расстройства» и ночами находила выход в сновидениях, где он парил над Севастополем, а днём сны превращались в прозаические и стихотворные наброски, благо ему разрешали пользоваться карандашом и бумагой.

Долгожданную свободу дала революция 1905 года. А много позже Нина Николаевна Грин отметила: «Он говорил, что красота и своеобразие Севастополя вошли в него настолько, что послужили прообразом Зурбагана и Лисса». И ещё запомнилась музе неистового мечтателя «бухта, где сновали суда с белыми, жёлтыми, розовыми парусами».

ВИЖУ БЕРЕГ ОЧАРОВАННЫЙ

Алый парус впервые вспыхнул в сознании творца легенды в конце 1917 года. Вглядываясь в «даль свободного романа», автор фиксирует впечатление, которое произвёл на него игрушечный кораблик в витрине магазина. Благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» он увидел «парус красным, почти алым».

В первоначальном замысле повесть называлась «Красные паруса», а действие происходило в Петрограде, объятом пожаром революции. Но жёсткие идеологические детали напрочь разрушали идею, и в конечном итоге ветрила обрели алый цвет. Он олицетворял «яркое ликование», а заснеженный «город, покинутый жизнью и солнцем», превратился в рыбацкую деревушку Каперну на берегу тёплого моря. Солнечный мотив зазвучал и в имени главной героини: «Ассоль» созвучно испанскому «al sol», что означает «к солнцу».

Между тем тучи Гражданской войны всё сильнее сгущались над головой писателя: его мобилизовали в Красную армию. Суровый быт не располагал к творчеству. Но в солдатском «сидоре» рядовой Гриневский бережно хранил листочки с набросками феерии: «Близость её согревала мою душу, словно паутинкой связи с миром мечты».

ОТШЕЛЬНИК И НЕЛЮДИМ

Служба в армии завершилась сыпным тифом, после чего Гриневского комиссовали. Он снова был свободен – от денег, от дома, от творчества. С мыслями о еде бродил по обледенелому Петрограду и искал ночлега у полузнакомых людей.

Руку помощи протянул Максим Горький. «Добрый гений» поспособствовал получению продуктового пайка и обеспечил комнатку в «Доме искусств», попросту говоря, общежитии, где переживали тяжкие времена плохо приспособленные к условиям военного коммунизма писатели, художники, музыканты. «Беллетрист Грин» с лицом, «исцарапанным жизнью», казался им мрачным отшельником. С утра он садился за стол и трудился яростно, ожесточённо. Вскакивал, нервно ходил по комнате, чтобы согреться, растирал закоченевшие пальцы и возвращался к рукописи.

В конце 1920 года собратья по перу были несказанно удивлены, прочитав объявление, приглашавшее послушать в авторском исполнении повесть «о капитане и девочке». «Алые паруса» везли груз надежды в завтрашний день», – отмечает участник премьеры.

ЕЙ ДАНО БОЛЬШЕ ДРУГИХ

Обладатель «странной летящей души» Артур Грэй и Ассоль, «живое стихотворение», нашли друг друга. Сказка о людях, безоглядно веривших в мечту, стала реальностью: Грин встретил любовь, о которой грезил с юности.

Он познакомился с Ниной в редакции одной из петроградских газет. Ей запомнились глаза Александра, имевшие «чистое, серьёзное и твёрдое выражение, а когда он задумывался, становились как коричневый бархат», и «хорошее, доверчивое рукопожатие».

За спиной у каждого висел нелёгкий груз былого: она молодая вдова, он хронический неудачник. Но любовь творит чудеса: измочаленный судьбой человек обрёл не просто супругу, но и верного соратника, придирчивого читателя. А вскоре увидела свет книга, знаменующая новый виток бытия. На титульной странице «Алых парусов» появилась надпись: «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает автор».

«Волшебство феерии сливается с чёткостью жизненных образов, – благодушествует критик. – Издана книжка любовно, цена недорогая». Начался недолгий, к сожалению, взлёт творчества «нужного фантазёра».

СМЫСЛ ИНОГО ПОРЯДКА

Мир, созданный «полезным сказочником», оказался непохожим на социалистическое строительство. «Александр Степанович, дайте что-то на темы дня», –требовали редакторы. «А он на темы дня не мог, – позже напишет Нина. – Только на темы души».

В феврале 1941 года «Литературная газета» опубликовала статью «Корабль без флага». Писателя, к тому времени уже девять лет как умершего, обвиняли в бегстве от советской действительности: «Корабль Грина отплыл от берегов своей Родины и держит путь в никуда».

Но когда грянула Великая Отечественная, наша страна, все силы которой были направлены только на борьбу с врагом, нашла возможность убедительно продемонстрировать веру в победу исключительно художественными средствами.

30 декабря 1942 года, когда у стен Сталинграда решалась судьба Отечества, на сцене Дворца культуры города Куйбышева (Самары) состоялась премьера балета «Алые паруса» в постановке Государственного академического Большого театра. А 5 декабря 1943 года феерии рукоплескала Москва, куда вернулся главный театр страны из эвакуации.

ОБОРОННАЯ И БОЕВАЯ КНИГА

Такое определение дал «Алым парусам» Константин Паустовский. Он считал Грина своим учителем и написал предисловие к повести, вышедшей в 1944 году в специализированном Военно-морском издательстве под рубрикой «Библиотека краснофлотца». Большую часть тиража отправили на боевые корабли и базы флота, где книга заняла место в строю – вместе с уставами и наставлениями.

Во время блокады Ленинграда для людей, уже потерявших силы и неспособных выйти из дома, единственной связью с миром было радио. В 1943 году актриса Нина Чернявская читала по радио «Алые паруса», и несломленные ленинградцы плакали, слушая вселяющую надежду поэму в прозе. А в апреле 1945 года, когда жизнь в городе стала налаживаться, сотни слушателей собрались в зале филармонии, чтобы вживую насладиться «литературно-музыкальной композицией по сказке-феерии Грина» в исполнении любимой артистки, чей голос олицетворял победу над голодом и холодом.

ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ

Возвращение Грина к читателю началось в конце 50-х годов. В Советском Союзе наступила политическая «оттепель», общество ощутило потребность в символах новой эпохи. И фильм «Алые паруса» пришёлся очень кстати.

Бархатной осенью 1961 года отдыхающие и жители посёлка Планерское (так в прежнее время назывался Коктебель) увидели фантастическое зрелище: точка на горизонте очень скоро превратилась в белый корабль, увенчанный алыми парусами. На их пошив ушло огромное количество искусственного шёлка, из которого в СССР изготавливали пионерские галстуки.

Вскоре приехали киношники с громоздким скарбом. Окрестности посёлка, в ту пору ещё пустынные, стали натурными декорациями для киновоплощения сказки. По берегу Тихой бухты металась Ассоль, а у дверей таверны задумчиво покуривал трубку Лонгрен.

Мало кто знает, что исполнитель роли Грэя Василий Лановой воплотил фантастическую историю не только на экране, но и в жизни. Следуя заветам Александра Грина, он решил совершить чудо для своей жены. На корабле взметнулись алые паруса, и он бросил якорь в виду Ялты, к радости супруги и многочисленных курортников.

Иван КОВАЛЕНКО, краевед

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх