На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Прошлое и настоящее: возрождение народных сказок в современном российском кинематографе

В современном российском кинематографе наметился определённый интерес режиссёров к фильмам-сказкам, нередко героическим. Часто такие киноопыты знаменуются возвращением их создателей к фольклорным корням. Более того, народный эпос прочно входит в мир сериалов.

По велению сердца

По состоянию на декабрь прошлого года в России приступили к съёмкам аж 40 сказочных киноисторий.

Как отмечают киноведы, в начале прошлого десятилетия жанр фильмов-сказок пережил в отечественном кинематографе настоящий ренессанс благодаря кооперациям наших студий с компанией Диснея. И сегодня – даже после официального ухода последней – ничуть не сбавил обороты. Взять, к примеру, экранизацию «По щучьему велению» Александра Войтинского, вышедшую в прокат осенью прошлого года. Как следует из Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах в кинозалах (ЕГАС), общие сборы фильма, бюджет которого составил 660 миллионов рублей, достигли почти двух с половиной миллиардов рублей. До этого двухмиллиардную планку удавалось покорить лишь семи российским кинолентам. Среди них две картины, выпущенные в прошлом году: «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко (финальная касса – 6,7 млрд руб.) и космическая драма «Вызов» Клима Шипенко (бокс-офис – 2,1 млрд руб.).

«По щучьему велению» – это экранизация сказки про лентяя Емелю, который спас жизнь волшебной щуке, и та согласилась исполнить три его желания. Фильм продолжает фольклорную линейку продюсера Сергея Сельянова. Цикл открыл «Конёк-Горбунок» – игровая адаптация сказки Петра Ершова. Картина вышла на экран 18 февраля 2021 года и преодолела миллиардный барьер за 18 дней, при том что общие сборы перевалили за 1,1 млрд руб. В свою очередь фильм «По щучьему велению», второй в этой линейке, стал первым релизом продюсера Сергея Сельянова, преодолевшим рубеж в два миллиарда руб­лей сборов.

Кроме того, сборы фильма «Бременские музыканты» Алексея Нужного в российском прокате превысили 1 млрд рублей. Картина, которая вышла в кинотеатрах 1 января, спустя четыре дня заработала почти 1,25 млрд руб. Таким образом, «Бременские музыканты» стали вторым фильмом, который собрал миллиард в нынешнем году, ранее эту планку взяла комедия Клима Шипенко «Холоп 2».

«Добро побеждает»

Зритель активно идёт в кино, потому что соскучился по сказкам, уверен главный редактор портала «Кино-театр.ру», продюсер Жан Просянов. Кроме того, отмечает эксперт, последние российские семейные релизы (в частности «Чебурашка») доказали своё качество.

– Можно посмотреть исследования трекинга киноаудитории «Кинозритель» (проводит Wanta group по заказу Фонда кино. – Ред.). Там, в частности, приведены наиболее частые ответы зрителей, почему они из всех релизов выбрали именно «По щучьему велению». Людям важно, что это сказка, что это российское кино, что добро побеждает. Мне лично очень понравился ответ одного из зрителей, что его «заинтересовала щука». Это значит, что люди отмечают и возросшее качество графики в российском кино, – пояснил Просянов.

Успех семейных релизов последнего времени, как отмечает эксперт, вдохновил российских продюсеров на дальнейшее переосмысление сказок и игровую адаптацию советской анимации. И это вселяет надежду, продолжает он, что индустрия всё-таки сможет прийти к 10 релизам в год, которые собирают больше миллиарда.

Генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский констатирует безусловный интерес создателей контента к сказке. По его словам, на защитах проектов и в Министерстве культуры, и в Фонде кино кинематографисты уже предлагали к рассмотрению новые сказки. Некоторые «сказочные» проекты даже получили весьма приличные субсидии, как, например, «Чебурашка», снятый при внушительной государственной поддержке.

Кстати

Для поднятия боевого духа во время Великой Отечественной войны вышла короткометражная «Песнь о великане», где традиционные казахские сказания о батырах перекликались с храбростью солдат Красной армии. Писатели 1940–1950-х годов создавали произведения, призванные воспитывать волю детей, позже последние превращались в великие фильмы наподобие «Королевства кривых зеркал» Александра Роу.

Компетентно

Киновед кандидат искусствоведения Нина СПУТНИЦКАЯ:

– Фольклорная сказка в кино и моделирует мир, и им питается, не создаёт новую реальность, а совмещает в себе прошлое (былые интерпретации), настоящее (акт рассказывания) и выступает хранителем основы будущих вариантов (ремейки). Киносказка – это пример творческой реакции на классический фольклор, один из вариантов взаимоотношений волшебной сказки с реальностью. Ритуальное прошлое волшебной сказки указывает на группу людей, сплочённую своей легендой, кино же осуществляет своего рода массовую терапию.

Василий АКУЛОВ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх