Болезнь Паркинсона всё ещё кажется приговором, хотя наука шагнула далеко вперёд. Теперь в Крыму можно не просто получать лечение, но и делать сложнейшие нейрооперации.
ДОФАМИНОВЫЙ СБОЙ
Она крадётся тихо – начинается с лёгкой дрожи в руке, замедленного шага, забывчивости. Болезнь Паркинсона долго остаётся незаметной, но меняет всё, когда заявляет о себе всерьёз.
Сегодня в Крыму диагноз получают всё чаще – это хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, связанное с разрушением нейронов, вырабатывающих дофамин. Именно этот нейромедиатор отвечает за слаженность и точность наших движений. Когда его становится недостаточно, появляются характерные симптомы: дрожание, скованность, замедленность движений, нарушение равновесия. Но проявляется болезнь и «немоторными» признаками: тревожностью, апатией, нарушением сна, снижением обоняния.Как отметил в беседе невролог Алексей Микляев, болезнь Паркинсона – проблема не только крымчан, но и всех россиян.
– Точно определить распространённость невозможно. В нашем кабинете болезни Паркинсона при республиканской поликлинике за четыре года передо мной прошло около тысячи человек со всего полуострова. А сколько ещё остаются на наблюдении в районах – сложно представить.
С каждым годом диагноз ставится всё чаще. Но это, по словам врача, не значит, что заболеваемость растёт, просто врачи научились раньше и точнее распознавать болезнь, а сами пациенты стали внимательнее к её симптомам.
– Иногда человек приходит ко мне не потому, что его направил терапевт, а потому, что сам прочитал о симптомах, сопоставил…
Обычно болезнь Паркинсона развивается после 50 лет, но бывают и более ранние случаи.
– У меня есть пациенты, у которых болезнь началась в 30–35 лет. Это 5–7% от общего числа, но всё же... Болезнь Паркинсона – возрастозависимая: чем старше человек, тем выше риск. Лёгкие признаки паркинсонизма можно встретить у всех людей старше 80 лет: например, шаркающая походка, неправильная осанка. Но это ещё не болезнь.
НЕ ДАВАТЬ УГАСАТЬ
Болезнь Паркинсона – не приговор. Она требует дисциплины, поддержки семьи и правильного лечения. И хотя полностью излечить её невозможно, контроль над симптомами вполне реален. Особенно если человек не остаётся наедине со своей болезнью. А современные технологии и внимание к качеству жизни делают возможным то, что раньше казалось недостижимым. В Крыму это не только лекарственная терапия, но и высокотехнологичные операции. В филиале ФНКЦ ФМБА России в Ялте провели первую на полуострове операцию по глубокой стимуляции мозга – пациенту вживили нейростимулятор, который улучшает передачу сигналов в зонах, отвечающих за движения. Подобные операции делают по квоте – бесплатно для пациента.
– Метод не всем подходит. Отбор – строжайший. Но если человек прошёл, результат впечатляющий: ослабляется тремор, восстанавливаются движения, жизнь улучшается, – поясняет нейрохирург Андрей Ситников, который провёл первую такую операцию в Крыму.
70-летний Виктор Кулешов стал первым пациентом, которому в Ялте вживили систему глубокой стимуляции мозга. До этого он пять лет лечился препаратами и упражнениями, но симптомы усилились. После операции пациент заметил резкое облегчение. Процедура сложная, но малоинвазивная. Электроды вживляются на глубину в несколько миллиметров. Теперь такие операции в Крыму доступны для пациентов из всей России – не только с болезнью Паркинсона, но и с эпилепсией, дистонией, синдромом Туретта.
ТАНЕЦ ПРОТИВ БОЛЕЗНИ
Алексей Микляев, в свою очередь, подчёркивает, что физическая активность – важнейшее лекарство.
– Без неё – никак. Даже если человек принимает лекарства, но лежит целыми днями – прогресса не будет. Зарядка, ходьба, прогулки – это основа. Есть замечательная методика – танцевальная терапия. В Москве уже созданы группы dance-терапии для людей с болезнью Паркинсона.
Огромную роль играет и поддержка близких. Причём она должна быть активной: нужно не жалеть человека, а мягко подталкивать к действию. Помогать – значит стимулировать к самостоятельности, не давать угасать.
Свежие комментарии