На вкус и цвет…
Сразу же оговоримся: расовая дискриминация недопустима и чудовищна. Но этот очевидный, казалось бы, факт вряд ли может служить оправданием использования темнокожих актёров для воплощения в кино героев, выписанных авторами как представители отличных от негроидной рас. Тем не менее всё чаще приходится наблюдать проявления обратного эффекта от так называемого уайтвошинга.
Отбеливатель грёз
Что такое уайтвошинг? Дословно с английского – «побелка», когда белые актёры играют темнокожих персонажей. А всё почему? Потому что одно время из-за расовых предубеждений чернокожих актёров намеренно не принимали на роль героев афроамериканского происхождения. Для создания правдоподобного образа вовсю применяли так называемый «блек-фейс», то есть наложение специального грима на лицо белого актёра, чтобы тот был похож на темнокожего, не говоря об иных формах стереотипизации.
Надо сказать, что практика уайтвошинга жива и в наши дни, когда, казалось бы, расовые предубеждения давно остались в прошлом, а в Соединённых Штатах Америки набрало нешуточные обороты общественное движение Black Lives Matter («Жизни чёрных имеют значение», англ.). Напомним, что его участники выступают против расизма и насилия в отношении чернокожих, в особенности против полицейского насилия.
Перечень кинокартин, в которых белые актёры сыграли представителей других рас, включает в себя ленты самых разных жанров: романтические комедии, экшены, фэнтези и исторические эпопеи. Так, 10 лет назад режиссёр Ридли Скотт получил нарекания за свою картину «Исход: цари и боги», в которой роли египтян сыграли актёры неарабского происхождения. Годом ранее, в 2013-м, упрёки получил и Джонни Депп за то, что сыграл роль индейца Тонто в «Одиноком рейнджере». Не избежал критики и Джейк Джилленхол: актёр шведско-еврейского происхождения исполнил роль главного героя фильма 2010 года «Принц Персии: пески времени».
По той же причине не избежали скандала и создатели романтической комедии «Алоха». После премьеры режиссёра фильма Кэмерона Кроу обвинили в «отбеливании ролей». Тогда же председатель и соучредитель Сети медиадеятельности для американцев азиатского происхождения Гай Аоки возмутился, что «ни одного азиата или коренного жителя тихоокеанских островов не пригласили на важные роли в фильме». В частности, он пожаловался на то, что белая актриса Эмма Стоун сыграла роль женщины гавайско-китайского происхождения. Правда, в ответ на такую критику режиссёр Кэмерон Кроу счёл уместным извиниться за выбор актрисы перед теми, кто счёл его «ошибочным».
По мнению Аоки, традиция приглашать белых актёров на роли других рас иногда выглядит как издевательство.
– Это очень обидно, – сетует он. – Кажется, будто они говорят своим зрителям: «Не воспринимайте азиатов серьёзно».
Американский психолог, автор монографии «Мультикультурная психология: понимание наших разных общин» Джеффри Mиo считает, что феномен такого кастинга объясняется и психологическими факторами:
– Люди приглашают на роли тех, с кем они чувствуют себя более комфортно, кто им более понятен. Мы в Америке живём в поликультурном обществе, но всё равно склонны выбирать тех, кто нам ближе.
Вопреки очевидности
Как нетрудно догадаться, если есть уайтвошинг, то существует и обратное ему явление, когда темнокожие артисты, например, исполняют роли светлокожих персонажей. Тот же Уилл Смит, например, сделал это дважды. В фильме «Я – легенда», где его герой борется с зомби-вампирами в Нью-Йорке. Лента основана на романе 1954 года про белого мужчину из Лос-Анджелеса. Второй фильм – «Люди в чёрном» – снят по комиксу, в котором сыгранный актёром агент Джей, как и его напарник агент Кей, – белые. Рэд – один из главных героев повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» – описан как бледнолицый и рыжеволосый. Однако в одноимённой экранизации произведения его образ воплотил чернокожий Морган Фриман.
Сменил цвет кожи и полковник Ник Фьюри из вселенной комиксов Marvel. Его в последних фильмах играет чернокожий Сэмюэл Л. Джексон. А ведь более полувека назад в комиксах герой появился как спецагент с внешностью Джеймса Бонда!
И если в случае с выдуманными персонажами такие вольности ещё могут выглядеть простительными, то выбор темнокожих актёров на роли исторических персон, в чьей принадлежности к европеоидам нет ни малейших сомнений, у значительной части аудитории вызывает резонное недо-умение. За примерами далеко ходить не приходится: несколько лет назад британский телеканал Channel 5 утвердил на главную роль в сериале об Анне Болейн чернокожую актрису. В итоге роль королевы-консорта Англии исполнила чернокожая актриса Джоди Тёрнер-Смит. И вроде бы последняя, будучи творческим человеком, жаждущим как можно более широкого проявления своего актёрского таланта, вольна не отказываться от характерных ролей из-за цвета кожи. В то же время очевидно, что, каким бы глубоким ни было перевоплощение Тёрнер-Смит в Анну Болейн, по объективным причинам она, мягко говоря, не будет похожа на свою героиню, известную далеко за пределами Англии. Хотя бы уже потому, что мать британской королевы Елизаветы I была не только светлокожей, но ещё и рыженькой с очень бледной кожей, характерной для такого типа внешности.
Впрочем, в той же Великобритании, на родине Шекспира, созданную этим великим драматургом итальянку Джульетту в предстоящей театральной постановке «Ромео и Джульетты» режиссёра Джейми Ллойда должна сыграть чернокожая актриса Франческа Амевуда-Риверс. Её партнёром по спектаклю выступит звезда «Человека-паука» Том Холланд, которому предстоит перевоплотиться в Ромео. Ожидается, что премьера постановки пройдёт в Театре герцога Йоркского в Лондоне 11 мая.
Для актрисы это дебютная театральная роль. До этого она исполнила несколько эпизодических ролей в сериалах, карьеру в кино начав с участия в сериале «Непутёвая учёба». Актриса призналась, что участие в этой театральной постановке стало для неё исполнением мечты. Вот только сам Шекспир вряд ли мог мечтать о том, чтобы когда-нибудь его героиню, переживающую единственную любовь всей жизни итальянку из аристократической веронской семьи, на сцене воплотит чернокожая актриса. Остаётся только сожалеть, что в старой доброй Англии, традиционно внимательной к мелочам, становится нормой фактически пародийное воплощение классического образа, вслед за Шекспиром воспетого великими композиторами и живописцами. И в отличие от нынешних просвещённых европейцев, ни одному из них за последние четыре столетия, прошедшие с момента написания пьесы, не пришло в голову так жестоко этот образ извратить.
Антон ЛЕЙКИН
Свежие комментарии