Они не смогут преподавать в школе с дипломами о профпереподготовке, которые получены у частников. Госдума приняла новые правила.
Привет из перехода!
По оценкам экспертов, уже в 2023 году услуги по переподготовке педагогов предлагали около семи тысяч коммерческих организаций. Причём 15% из них не имели статуса учебного или научного центра.
155 тысяч курсов переподготовки в стране предоставляли возможность «обучиться» и получить «диплом» дистанционно, продолжая в чём-то традиции 90-х, когда любой диплом можно было купить в переходе.Сегодня дополнительное профессиональное образование (ДПО) – альтернатива второму высшему. Оно говорит о соответствии обладателя диплома новой квалификации и даёт ему право на ведение нового вида профессиональной деятельности.
Главное отличие ДПО от второго высшего образования – кратно меньший срок обучения и, соответственно, меньшие финансовые затраты. При этом человек с ДПО может претендовать на те же вакансии, что и выпускники, получившие полноценное высшее образование. Когда у школы из-за дефицита кадров, к примеру, не хватает учителей по каким-либо предметам, она с лёгкостью может оформить переподготовку физрука, чтобы он вёл физику или что-то другое. В такой ситуации родители не могут быть уверены, что дети получат необходимые знания.
Хаос на рынке услуг профпереподготовки давно ставил под сомнение качество такого обучения.
В некоторых школах один учитель, имея на руках документы, приобретённые в Интернете у частных фирм, ведёт занятия по нескольким предметам, включая несмежные. Депутаты приняли закон, который исключает такую практику. Документ поддержало большинство парламентариев, – отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Лучше поздно, чем никогда
Это решение вступит в силу уже со следующего учебного года. Нельзя сказать, что оно оставит учителей без возможности переподготовки. В России в принципе достаточно государственных и муниципальных организаций, которые могут обеспечить качественную переподготовку педагогов.
Действительно, высшая школа в моём понимании – это не вновь открытый вуз, а учебное заведение с определёнными традициями, с качественным профессорско-преподавательским составом, с определённым процентом профессуры. Тогда мы говорим о серьёзном вузе. Говорить о том, что я имею право на ведение вот такой деятельности, – это одно, а иметь лицензию, подтверждённую многолетним опытом работы, – это же совсем другая история, – делится мнением директор евпаторийской общеобразовательной школы «Учебно-воспитательный комплекс «Интеграл» Татьяна Костина.
Зачистить рынок от «продавцов дипломов» будет сложно, как считает ректор ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» Александр Рудяков:
Решение абсолютно правильное, я поддерживаю и скажу совершенно откровенно: это нужно было сделать 150 лет назад. Шабаш, который творится сегодня в этой сфере, просто выходит за рамки разумного. Когда-то была авария в Волгограде – не смог приземлиться самолёт. Когда начали выяснять, оказалось, что пилот просто не знал, что можно уйти на второй круг, потому что он проходил «переподготовку» в какой-то частной конторе, куда отдал небольшую сумму и получил соответствующий диплом. Поэтому это очень своевременное и очень правильное решение. Другое дело, что не нужно оставлять лазейки! Например, если это будет не чисто частное (образовательное) предприятие, а совместное с какой-то бюджетной организацией. Вот это будет очень опасно (они смогут избежать запрета. – Ред.). Эта деятельность по степени прибыльности, думаю, идёт сразу после торговли органами и оружием. И я очень сомневаюсь, что люди, которые заняли нишу на этом рынке, так легко откажутся от своих доходов.
Многостаночники без «горения»?
Всем понятно, что из-за дефицита учителей в школах именно профпереподготовка часто помогает заткнуть дыры в учебном процессе.
У нас учитель географии работал биологом. Или как в 2014 году, когда учителя украинского языка, которых было достаточно много, прошли курс переподготовки на учителей русского. Если педагогам нравится и хорошо идёт, бывает, что из «началки» они переходят работать в старшую школу. Например, становятся математиками. Мне как администратору, наверное, удобно, что такой учитель может выручить, но в таком случае о каких-то блестящих результатах у детей речь не идёт. Истинного профессионального горения там не будет, – отмечает руководитель «УВК Интеграл».
По наблюдениям нашей собеседницы, педагог чаще добивается результатов в обучении детей и помогает им стать олимпиадниками, если не меняет специализацию, а развивается и растёт в ней. Но есть и другая сторона медали – элементарный дефицит кадров.
Не хватает учителей по многим предметам. Где-то физиков, где-то математиков, учителей русского языка, «англичан». Очень многие оканчивают педагогические институты, чтобы просто иметь диплом о высшем образовании, а в школу впоследствии работать не идут. Проблема в отсутствии жилья, если говорить о социальном пакете, – отмечает Татьяна Костина. – Кто, к примеру, может прийти в школу Евпатории? Девушка должна выйти замуж за евпаторийца либо изначально жить в Евпатории. В остальных случаях молодой специалист к нам не переедет, потому что ему негде жить, а город курортный, дорогой. Нужно создать такие условия, чтобы молодёжь изначально хотела идти в педагогический вуз и дальше работать учителем. Переподготовка же, о которой мы с вами говорим, – это от безысходности, я бы сказала.
Ольга НАГОРНАЯ.
Свежие комментарии