На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    День граненого стаканаКакой сегодня пра...
  • чвсатпкьл
    (По его словам, это позволит решить многолетнюю проблему подтопления) зарасти приехали сначала был дичайший дефицит в...На установку ливн...
  • Леонид Никулин
    такое впечатление что только пенсионеры спасают страну..а промышленность во время военных действий не может для армии...Крымские пенсионе...

Любитель натюрмортов: жизнь и творчество Николая Барсамова в Крыму

Николай Степанович Барсамов родился в 1882 году в Тифлисе. В 1913 году окончил Ростовскую рисовальную школу, затем учился в частной школе-студии И. И. Машкова в Москве. В 1913-1917 годах – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина. В то же время работал учителем рисования в городе Изюме Харьковской губернии, в Самаре, художником-ретушёром в Москве.

Судьбоносным для Барсамова стал 1923 год, когда он переехал в Феодосию, где его назначили директором Феодосийского историко-археологического музея (1923-1936) и Феодосийской картинной галереи (1923-1962). Помимо выполнения должностных обязанностей, Николай Степанович активно работал как художник. Основным и любимым жанром Барсамова был натюрморт – лаконичный, колоритный, простой по содержанию и чаще небольшого формата.

В 1950-х годах у Барсамова сложились свои принципы работы над натюрмортом. В них нет декоративности, они производят впечатление полной естественности. Он не ищет для композиции красивую, изящную, дорогую посуду, а использует предметы домашнего обихода.

С особой утончённостью

Рудольф Подуфалый в статье «Натюрморты Н. С. Барсамова в контексте крымского искусства» пишет: «Эта особая увлечённость художника, его уход в мир вещей даёт замечательные поэтические результаты. Живая выразительность композиции, ощущение её неповторимости изобретательно достигается сочетанием как бы случайности строго выверенной и уравновешенной компоновки».

Натюрморт «Фрукты» был написан в 1954 году, в коллекцию Симферопольского художественного музея поступил в 1976 году.

Виноградные грозди, персики, груши – изобилие, сочные краски лета, чёткая передача формы и фактуры. Глядя на эту картину, зритель с трудом сдерживает желание протянуть руку и взять спелый фрукт с белоснежной тарелки.

Долгое время Николай Барсамов сотрудничал с Симферопольским художественным музеем, благодаря чему в 1978 году музею была передана большая коллекция его работ из 38 живописных произведений. Сейчас в музейных фондах хранятся 54 картины художника.

Кстати

Точки интереса:

1. Натюрморт считается сложным жанром из-за обилия различных элементов и деталей. Работая над картиной, художник должен уделять особое внимание структуре композиции, её объёму и фактуре. Содержание натюрморта тоже может быть сложным. С его помощью живописец воплощает многослойный художественный образ, задавая зрителю интеллектуальную задачу и одновременно фиксируя реальный мир.

2. По воспоминаниям гостившего в семье Барсамовых Ю. А. Полканова, жена художника Софья Александровна выбирала на базаре в Феодосии самые красивые фрукты и ягоды. Николай Степанович изображал их на холсте, а затем семья и гости лакомились вкусными плодами.

3. Натюрморт «Фрукты» был написан в те годы, когда в Крыму ещё выращивали аборигенные сорта винограда «чауш», «эким кара», «кокур», «мускат» и другие, возможно, изображённые на картине.

Юлия СОЛОД

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх