На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

64 подписчика

Свежие комментарии

  • Искандер
    Ну, в военное время не стоит накалять "межнациональные отношения" разборками со стариной. А всем соплежуям/кликушам н...Какой сегодня ден...
  • Алексей Викторович Копелиович
    Повезло парню на хороших людей! Дай бог ему стать, как он того теперь хочет, - героем, и не посмертно.Как ветеран Велик...
  • Владимир Козлов
    В Московской области женщины собираются в библиотеке, тоже плетут маскировочные сети и в каждую сеть зашивают оберег ...Студенты из Красн...

На Украине под арестом умер историк Пётр Толочко, выступавший за сохранение русского языка

Истина дороже

При всём трагизме чрезвычайно символично, что историк с мировым именем – академик НАН Украины 86-летний Пётр Толочко – умер в хорошо (как мало кому!) знакомом ему Киеве, находясь под домашним арестом по подозрению в госизмене. Учёный, чьи исследования позволили существенно уточнить возраст украинской столицы, до последних дней был твёрдо убеждён: «Невозможно без нравственного урона для русских, украинцев и белорусов разделить их общее культурное наследие».

Возраст Киева

Как учёный Толочко внёс весомый вклад в исследование истории восточных славян и Киевской Руси. Под его авторством вышло более полутысячи научных работ. Одна из главных заслуг Толочко, о которой ныне знает каждый киевлянин, – это современная датировка основания Киева. Вопрос о более-менее точной дате возникновения «матери городов русских» начали поднимать с середины XX века. Установить какую-то одну было весьма трудно, поскольку история земель, на которых расположен город, достигает 31 века (их населяли со времён палеолита).

С 1970-х годов обсуждалась идея определения Дня Киева для создания музея на Старокиевской горе. Затрагивались вопросы, как увековечить найденную там Десятинную церковь и языческое капище. Толочко вместе со Стефанией Килиевич раскопал на Старокиевской горе жилище пражской культуры, датированное VI веком н. э. Учёный сделал вывод, что поселения VI–VII веков на правом берегу Днепра вполне можно было считать городскими.

О языке и голодоморе

Пётр Толочко выступал за сохранение русского языка на Украине, против искажения истории, не признавал голодомор в украинской истории как геноцид, а также был убеждённым противником евроинтеграции страны. Вот так, например, историк комментировал навязывание в его стране «державной мовы»:

– Язык служит объединению людей и не должен быть источником постоянного напряжения, чего не понимают горячие головы, взывающие к украинскому патриотизму. Нельзя заставить пожилого человека, который всю жизнь разговаривал по-русски, немедленно перейти на украинский язык. И дело не в принципах, а в том, что не каждому под силу выучить другой язык настолько хорошо, чтобы не стыдно было на нём разговаривать. Надо считаться с тем, что на Украине проживают миллионы этнических русских, для которых отречение от родного языка так же болезненно, как и для украинцев – от своего.

Когда речь заходила о голодоморе 30-х годов прошлого столетия, который официальный Киев поспешил окрестить геноцидом украинского народа, Пётр Петрович не уставал напоминать, что в то время в Советском Союзе голод царил не только на территории Украинской ССР:

– Мы знаем, что было трудное, неурожайное время. Было ещё и недомыслие советского руководства, но ведь это недомыслие ровным счётом относилось и к украинцам, и к русским, и к казахам, и к другим народам. Голод же был не только у нас, это было общее горе.

Восточное направление

Говоря о стратегии развития современной Украины, академик подчёркивал, что стратегия эта обязательно должна быть «согласованной с национальной стратегией развития России, Белоруссии и, может быть, шире – стран постсоветского пространства».

– Если мы хотим сохранить себя как нация, наше место не в Европе, потому что запад – католический и протестантский, а мы православные по тысячелетней истории, по культуре, – пояснял Толочко. – И если мы не выберем стратегическое направление восточное, то можем потерять свою идентичность духовную, культурную и совершенно измениться. Хорошо это или плохо – вопрос философский. Многие считают, что ничего в этом нет страшного. А я считаю, что это безнравственно: отрежем себя от корней – и превратимся в перекати-поле.

В 2018-м году Пётр Петрович сделал горькое признание, что нынешняя Украина совершенно не комфортна для его души:

– У меня иногда возникает чувство, что я живу вроде как не в своей стране, что-то другое, чуждое мне, не моё происходит, то, что я не разделяю. Я не могу смотреть, как горят покрышки на «майданах», я не могу спокойно видеть, как кто-то марширует с факелами по Крещатику… Я многого не принимаю в этой жизни. И это, наверное, моя личная трагедия. Вот такое двойственное чувство. Не мыслю себя нигде, кроме Киева, Украины, и чувствую, что она уже не моя.

Сказано

Политолог Сергей МАРКОВ:

– Петра Толочко, по сути, уморили до смерти. Он был под домашним арестом по обвинению в государственной измене, потому что изучал историю Руси и писал о единой истории России и Украины и о едином народе в этой единой истории. И отказывался участвовать в политических русофобских шабашах, в которые превратились все мероприятия по истории на Украине.

Экс-депутат Верховной рады Олег ЦАРЁВ:

– Бесконечно тяжело ему было на Украине отстаивать свою точку зрения. Мы постоянно пересекались на разных мероприятиях, где я как политик, а он как учёный говорили разными словами, но об одном и том же: русские и украинцы – это один народ, Украина – это часть большой России. Жизнь и работы академика Петра Толочко – пример другой Украины, которая могла бы состояться на территории бывшей УССР. Но не состоялась из-за «майдана», западного давления и предательства многих из тех, кто претендовал на альтернативу нынешнему курсу.

Журналист Олег ЯСИНСКИЙ:

– Вся жизнь исследований нашей древней истории привела Петра Петровича к убеждению в том, что русские, украинцы и белорусы – один народ, идее, которая не могла понравиться националистам и шовинистам ни одной из сторон. Он был последовательным противником нынешнего переписывания дикарями и невеждами украинской истории, являлся защитником советской эпохи и русской культуры, о чём честно и открыто говорил.

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ:

– Академик Толочко внёс большой вклад в исследование и отстаивание исторической правды, изучение древних источников, сведений об истоках и становлении русского государства. Он стяжал огромный авторитет в научном сообществе, ценившем его глубокое понимание исторических процессов и энциклопедические знания. Труды Петра Петровича имеют тем большее значение сегодня, когда общественному сознанию пытаются навязать ложные нарративы, вносящие разделения между государствами и целыми народами.

Василий АКУЛОВ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх