В канун Дня учителя преподаватель истории и обществознания в школе МДЦ «Артек» РК Павел Панченко рассказал о современных детях, недостатках в системе образовании и «осознанном патриотизме».
До и после
– Чем для вас является учительство? Это прежде всего передача знаний или наставничество?
– В начале педагогической карьеры я считал своей основной задачей обучение.
Но со временем понял, что это не главное. Мы для детей не должны быть «говорящей головой», которая транслирует набор знаний. Для меня учитель – это наставник, который может личным примером либо примером из истории подсказать, как ребёнку поступить в той или иной ситуации, а возможно, определиться с выбором жизненного пути.– Есть у детей из разных регионов России, которые приезжают в «Артек», что-то общее?
– Конечно, ведь артековцами становятся исключительно творческие, талантливые и целеустремлённые ребята. В «Артеке», этой уникальной стране детства, ребята ощущают импульс для перемен, каждый день даёт им новые эмоции, новые вызовы.
В «Артеке» есть возможность стать лучшей версией себя. Именно здесь у ребят раскрываются скрытые таланты, позволяя им обрести уверенность и силу для самореализации.
За одну короткую артековскую смену жизнь у ребят разделяется на до и после. И вернувшиеся домой артековцы с пониманием собственных возможностей инициируют различные творческие проекты и добрые дела, и тем самым меняют мир вокруг себя в лучшую сторону.
– Что для вас важно в учениках?
– Для меня особенно важно выявить в детях открытость к познанию нового. Это свидетельствует о готовности искать знания и расширять свой кругозор.
Пытливость ума – ещё одно важное качество, которое помогает ученикам развиваться и достигать успеха. Желание понять мир и задавать вопросы помогает им не ограничиваться поверхностным знанием, а приходить к глубокому пониманию.
И конечно, честность играет ключевую роль в формировании достойной личности. Она создаёт основу для развития доверительных отношений и помогает строить успешные коммуникации как в учёбе, так и в жизни.
– Кем вы себя больше ощущаете – историком или преподавателем обществознания?
– Я бы не разделял эти две дисциплины, потому что при проведении уроков обществознания непременно нужны примеры из истории, а на уроках истории часто используется понятийный аппарат из обществознания. Поэтому в преподавании эти два предмета, на мой взгляд, являются единым целым.
– В системе школьного образования запланированы серьёзные изменения: с сентября 2025 года увеличено количество часов, отведённых на изучение истории, при этом предмет «Обществознание» исключили из программы 6–8-х классов. По вашему мнению, такие изменения необходимы?
– На мой взгляд, это позитивные изменения. Увеличение часов на изучение истории, в том числе на изучение родного края, станет важным шагом к формированию у ребят исторического понимания своего места в жизни. Ведь дети должны знать не только историю своей страны, но и прошлое своего региона, осознавать, что их край, даже маленький, на каком-то историческом этапе влиял на общую судьбу Отечества.
Однако вызывает вопрос сокращение часов обществознания. По моему мнению, предмет должен быть практикоориентированным, поэтому содержание требует существенной доработки. Но мне кажется, что объём предмета «Обществознание» не стоило изменять. Увеличить количество уроков истории можно было бы за счёт часов, отведённых на изучение иностранных языков. Это кажется уместным, учитывая современные реалии.
Я думаю, что изменения в образовании необходимы. Ведь жизнь не стоит на месте: возникает что-то новое, а что-то теряет актуальность. А образование должно отвечать запросам общества и государства на современном этапе развития.
Растим патриотов
– Сегодня много говорят о важности патриотического воспитания. А что для вас патриотизм?
– Я воспринимаю патриотизм как сопричастность личности с судьбой Отечества. Это должно быть не навязанное извне чувство, а осознанное, сформированное и принятое умом.
– По данным соцопросов, в России на сегодняшний день 94% граждан считают себя патриотами. Вы это видите в современных школьниках?
– Бесспорно, в последнее время стало ярко ощущаться неподдельное чувство любви к Родине у ребят. Думаю, это связано с тем, что среда, в которой они живут и воспитываются, сильно изменилась.
Способствуют укреплению патриотизма и те преобразования, которые проведены Минпросвещения, в том числе введение уроков «Разговоры о важном». Сыграли свою роль и сокращение негативного контента в интернет-среде, сотрудничество школы с другими организациями, которые тоже стараются положительно повлиять на подрастающее поколение.
– Есть ли трудности в патриотическом воспитании молодёжи?
– Трудности, конечно же, есть, как и в любом другом деле. Я думаю, что на текущем этапе основной проблемой является дефицит позитивной патриотической информации. Сегодня наша первостепенная цель заключается в том, чтобы разработать этот благоприятный исторический контент, который сможет преодолеть деструктивное и отрицательное воздействие со стороны интернет-среды и некоторых взрослых.
– В качестве ответа на вызовы современности вы создали концепцию «осознанного патриотизма». Расскажите об этом подробнее.
– Я являюсь автором концепции, которая включает пять основных направлений. Моя работа заключается в том, чтобы школьник осознанно пришёл от любви к своей семье к чувству любви к Родине. Если изучать с ребёнком историю родного края, это поможет ему прийти к уважению и любви к Отечеству. Важное значение имеют возрождение и сохранение традиций. Также концепция включает воспитание через труд и волонтёрство, используя игру как форму воспитания.
Все направления данной концепции отражены в моей педагогической деятельности, причём не только на уроках, но и во неурочных занятиях. На занятиях мы с ребятами приводим положительные примеры из истории страны, обращаем внимание на историю их семей. Важно, чтобы ребята осознавали, какой вклад внесли их предшественники в дело развития нашей страны. Поэтому в нашей артековской школе работает «Научное общество» и исторический клуб. С ребятами мы отправляемся на экскурсии по Крыму, создаём интересные краеведческие проекты.
– В 2023 году вы стали победителем Национальной премии «Патриот», на которую было подано свыше двух тысяч заявок. Чем это стало для вас – подведением итогов или стимулом для дальнейшего творческого подхода к работе?
– Получив премию в номинации «Педагог», я осознал, что 20 лет деятельности принесли мне множество удачных проектов, выполненных вместе с детьми и коллегами. Совершенно изменился мой взгляд на подопечных, ведь многие из них уже стали профессионалами своего дела и достигли высот в обществе. Я понял, какой колоссальный вклад в их будущее внесла моя работа. Премия заставила меня по-новому взглянуть на свою деятельность. И хотя я заметил некоторые недостатки в своей работе, обнаружились и огромные возможности для дальнейшего творческого развития.
– Сейчас вы принимаете участие во Всероссийском педагогическом марафоне «Моя страна – моя Россия». Чем бы вы хотели поделиться с коллегами?
– Надеюсь, что на встрече с единомышленниками я смогу передать другим учителям свои профессиональные наработки, возможно, смогу кого-то из них вдохновить на собственные открытия и педагогические эксперименты.
Блицопрос
Что неприемлемо в других людях?
Неискренность.
Кто из героев истории вам близок?
Игорь Курчатов. Его жизнь демонстрирует, как человек самоотверженным трудом мог повлиять не только на судьбу Отечества, но и на судьбу всего мира.
Как вы отдыхаете?
Отдых связан с поиском новых впечатлений. Оказываясь в новом месте, получаю большую радость и восстанавливаю силы.
Есть ли место спорту в вашей жизни?
Стараюсь поддерживать физическую форму, ведь для ребят учитель должен быть примером.
Какую музыку вы предпочитаете?
Зависит от настроения. Не только классические произведения, но и современные композиции, чтобы не отставать от подрастающего поколения.
Оксана Мыкало
Свежие комментарии