Россия готовит программу продвижения разнообразной отечественной продукции за рубежом, чтобы не ассоциироваться в мире только с нефтью и зерном, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на XII Международном экспортном форуме «Сделано в России». Глава кабмина отметил, что ещё предстоит серьёзно поработать над узнаваемостью российской продукции.
Дорога для поставщиков
– Сегодня её знают преимущественно в СНГ – если, конечно, не говорить о нефти, металлах или зерне, – пояснил Михаил Мишустин. – Чтобы изменить статус-кво, по поручению президента готовим совместно с Российским экспортным центром программу продвижения национального бренда. Чтобы через него повлиять и на торговые отношения в целом.
По словам Мишустина, для участия в программе сертифицировано уже около 8,3 тысячи товаров, ожидается «рост на порядок».
Премьер-министр подчеркнул, что эти товары важно продвигать профессионально, обеспечить их узнаваемость.
– Эта задача должна решаться в партнёрстве с отечественными компаниями – лидерами рыночных сегментов, с маркетплейсами, – сказал он. – Нужно прокладывать дорогу для широкого числа поставщиков.
Отдельно глава кабмина остановился на малых и средних предприятиях. Он пояснил, что это значимая часть отечественных поставщиков (около 95%) и она представляет собой «основу для дальнейшего роста экспорта средне- и высокопередельной продукции, особенно в потребительском сегменте, а также для расширения международной кооперации».
– За девять месяцев текущего года уже более 17 тысяч компаний воспользовались такими возможностями, – сообщил Мишустин. – Во взаимодействии с нашими деловыми партнёрами работаем над увеличением товарооборота, соглашениями о свободной торговле, упрощением процедур подтверждения соответствия. Наша внешняя торговля успешно перестраивается. Да, приходится бороться с санкциями, преодолевать торговые барьеры, налаживать логистику. И здесь, конечно, по целому ряду направлений системно помогают государство и институты развития.
Три шага к успеху
Выступая на форуме «Сделано в России», генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что 85% экспортной выручки РФ формируется на рынках ключевых торговых партнёров. По её словам, благодаря приоритизации рынков стран глобального Юга уже пять из шести долларов, или около 85%, экспортной выручки России приходится на рынки дружественных стран.
– В этом году завершается первый цикл национального проекта «Международная кооперация и экспорт», – отметила гендиректор РЭЦ. – За этот период выстроена уникальная система поддержки и развития экспорта, а наши компании приобрели устойчивость к внешним стрессам. Буквально за два года российский бизнес прошёл огромный путь по приоритизации рынков глобального Юга в качестве ключевых партнёров.
По словам Никишиной, 83% российских экспортёров уверенно смотрят в сторону развития своего экспорта на рынках дальнего зарубежья и готовы конкурировать с глобальными игроками на «сложных и очень разнообразных рынках».
Для нового стратегического цикла РЭЦ вместе с Правительством РФ, профильной комиссией Госсовета и бизнесом сформировали три приоритетных направления работы. Прежде всего, это координация федерального и регионального уровней для закрепления российских товаров и услуг на новых рынках, в том числе глобального Юга. Во-вторых, формирование и развитие финансовой и логистической инфраструктуры для эффективной конкуренции на приоритетных рынках. В-третьих, выстраивание мощной системы продвижения российской продукции, объединённой национальным брендом «Сделано в России».
Сказано
Министр сельского хозяйства РФ Оксана ЛУТ:
– Мы по итогам 2023 года можем войти в тройку лидеров среди стран – поставщиков продовольствия в физическом весе. В тоннаже мы в тройке, а в деньгах – на 16-м месте. Экспорт продовольствия в денежном выражении с 2018 года увеличился на $18,5 млрд – с $25 млрд в 2018-м до $43,5 млрд по итогам 2023-го. В физическом выражении экспорт вырос с 78 млн тонн в 2018-м до 103 млн тонн в 2023-м.
Глава Росатома Алексей ЛИХАЧЁВ:
– Росатом планирует в 2024 году получить выручку от зарубежных проектов в размере $18 млрд. Государственный внутренний заказ составляет 52 трлн рублей. Львиная доля этих денег будет освоена предприятиями вне росатомского контура. В 2023 году выручка Росатома почти достигла 2,5 трлн рублей, при этом выручка госкорпорации от зарубежных заказов превысила $16 млрд.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии