На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

84 подписчика

Свежие комментарии

  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Хохлы до сих пор в своих наркотических мечтах бредяд "зелеными человечиками" 🤣🤣🤣🤣🤣🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦️Аксёнов: в 2014 ...
  • Maxim
    В Германии все собаки чипированы, и не из безопасности, а для налогообложения: считаются предметом роскоши..Владельцев бойцов...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    ХОХОЛ ПОДОХ В КАНАВЕ В КРЫМУ ВСЕМ ПО ХУЙ НА ТВАРЕЙ. КРЫМ РОССИЯ НАВСЕГДА . ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ. СЛАВА РУССКОМУ СОЛДА...В Алуште поймали ...

Древние захоронения и культурное наследие: путешествие по тропе, связавшей Феодосию и Коктебель

Покинув пределы старой части Феодосии, дорожка взбирается по склону невысокого хребта Тепе-Оба. Это название очень древнее. «Оба» на крымскотатарском означает «возвышенность», а слово «тепе» известно во многих языках индоевропейской группы и переводится как «отец, родоначальник, пращур».

Холм драгоценностей

В период юности мировых цивилизаций на «холме отцов» нашли упокоение основатели «богом данного города».

Археологические раскопки, организованные великим художником Иваном Айвазовским, принесли потрясающие воображение плоды: неразграбленное захоронение богатой женщины, жившей в IV столетии до нашей эры. Среди многих чудесных предметов выделялись золотые серьги тончайшей работы – шедевр ювелирного искусства, технологии которого невозможно повторить даже сегодня. Уникальный артефакт украшает Галерею драгоценностей Эрмитажа.

На вершине, в зарослях рукотворного соснового леса, спрятался памятник науки и техники начала XX века – неглубокий круглый бетонный бассейн. Инженер Фёдор Зибольд построил «росяной курган». Ёмкость заполняла груда окатанной морем крупной гальки. В результате суточного перепада температур содержащийся в атмосфере пар оседал на камнях в виде капель. Они постепенно наполняли чашу, давая в сутки до 360 литров чистейшей воды! Так Зибольд доказал, что воду можно добывать буквально из воздуха.

Цвета феодосийской земли

– Художник должен перестрадать ту землю, которую пишет, – подчёркивал Максимилиан Волошин. – Опыт сердца и опыт ступней, касавшихся всех её тропинок, дают не меньше, чем впечатления глаза.

Эту мысль иллюстрирует своеобразная достопримечательность «дороги Макса» – Заводская балка. Здесь располагался карьер кирпичного завода. Внимание привлекают застрявшие в глине камешки. Они называются сидериты и, поскольку насыщены окислами железа, имеют характерный цвет ржавчины. В античное время пигментами из сидерита гончары раскрашивали изделия. Итальянские мастера эпохи Возрождения широко использовали сангину – выточенные из вязкого минерала стержни, оставлявшие на бумаге насыщенный колер красноватых оттенков.

Подарок природы стал особо ценным для Волошина, Богаевского и других художников-«киммерийцев», чья деятельность пришлась на период мучительной смены политических формаций. Великое противостояние Гражданской войны породило мощный всплеск творчества. И не беда, что все материалы для работы исчезли вместе с прошлой жизнью. Растёртые в порошок окатыши дали необыкновенно красивые цвета – от коричневого до терракотового. А позже ленинградские химики разработали состав натуральной краски для живописцев, получившей название «феодосийская коричневая», или «феодосийская земля».

История с географией

Тепе-Оба разделяет пространство на две части. При взгляде на Феодосию сверху вспоминается стихотворение «киммерийца» Осипа Мандельштама:

Окружена высокими холмами,

Овечьим стадом ты с горы сбегаешь

И розовыми, белыми камнями

В сухом прозрачном воздухе сверкаешь.

А с противоположного склона раскрывается первозданность, воплощённая Волошиным в его акварелях: «Холмы вызорены колючим солнцем. Серебро полыни на шиферных окалинах пустыни».

Бросив прощальный взгляд на домики, взглянем на дальнейший путь: в море вытянулся мыс, на суше его продолжает цепочка сопок. Здешние географические названия звучат как в новеллах Александра Грина. Хребет, нависающий над мысом, носит имя Биюк-Янышар. Возможно, это отголосок турецкого нашествия 1475 года. «Биюк» на крымско-татарском языке означает «большой», а янычары – это профессиональные воины, составлявшие элиту османского войска.

Высшая точка гряды удостоена персонального имени Джан-Кутаран (в вольном переводе – «спасение души»). Здесь археологи раскопали армянский монастырь, датируемый XIV веком. К сожалению, войны и стихии не пожалели духовный центр. О нём напоминают лишь маловыразительные руины да слабенький родничок.

Мыс носит имя Киик-Атлама. Существует несколько трактовок его названия. Романтики придерживаются версии «прыжок дикой козы». Но прагматикам гораздо интереснее слово «катлама» (блюдо восточной кухни, лепёшка с начинкой вроде слоёного пирога): видно, что массив сложен разноцветными пластами глины и природного бетона-конгломерата.

Жизнь испытывает на прочность

Похожий на ящера мыс Киик-Атлама охраняет бухту Провато, что по-итальянски значит «пытаться». Название очень точно отражает судьбу крохотного городка, привольно раскинувшегося на берегу. Лихо заверченные факты истории посёлка рассказывают о стремлении живущих тут людей устроить жизнь в эпоху перемен.

В XIV столетии здесь располагались порт и перевалочная база купцов из Венеции. Небольшая, но важная фактория на Великом шёлковом пути служила торговым интересам Востока и Запада, пока не была уничтожена турецким десантом.

В начале XX века селение называлось Бубновка – по имени адмирала Михаила Бубнова. Будучи заместителем морского министра Российской империи, он инициировал обустройство полигона для испытания торпед.

После Великой Отечественной войны посёлок нарекли именем Орджоникидзе – сталинского наркома тяжёлой промышленности. Тут обосновались мощнейшие предприятия, занимавшиеся конструированием и испытаниями подводного вооружения.

Распад Советского Союза привёл заводы к гуманитарной катастрофе. Разработчики грозного оружия старались наладить выпуск товаров народного потреб-ления: наборов для игры в лото, домино, вязальных спиц, расчёсок, кубика Рубика, приборов для выжигания по дереву… Природа, однако, взяла своё, и со временем Орджо (таково курортное прозвище посёлка) стал известен как рекордсмен: населённый пункт, с трёх сторон окружённый морем и пятнадцатью пляжами!

Сердцу безысходно близки

Осторожно вползает в море Хамелеон – такое название мыс получил и за форму, и за феноменальную способность менять цвет в зависимости от освещённости солнцем. Глинистая порода, из которой сложен массив, по-разному отражает свет, и с утра Хамелеон может быть серо-зелёным, а к вечеру окрашивается в золотисто-охристые тона.

Мощное тело Хамелеона прикрывает Тихую бухту. Урочище вошло в историю отечественного кинематографа. В 1960 году эффектная натура стала декорацией для съёмок фильма «Алые паруса» по мотивам феерии Александра Грина. На берегу бухты появилось селение Каперна, где жила Ассоль. А спустя четверть века здесь же могучая сила искусства создала местечко Санта-Каролина, где сеял семена культуры герой фильма «Человек с бульвара Капуцинов».

«От берегов зеркальных вод вдоль по ступеням плоскогорий» тропа поднимается к последней на сегодня вершине. Она особенно значима: здесь похоронены Максимилиан Александрович и Мария Степановна. Памятник на могиле, где покоятся «гений места» и хранительница его очага, – строгая гранитная плита и коктебельские камешки (их приносят почитатели творчества поэта и художника).

Отдохните, подумайте о вечном, полюбуйтесь панорамой. Созерцая, как «волны земли омываются волнами моря», вы поймёте, «откуда мы пришли, куда свой путь вершим».

Путник по вселенным

«Макс обнял Коктебель», – отметила Анастасия Цветаева. Дом поэта оказался посредине между его могилой на вершине, откуда открывается «страна синих холмов», и Карадагом, напоминающим волошинский профиль. Завершите путешествие посещением музея Максимилиана Волошина. Он поселился на пустынном берегу в начале XX столетия и превратил свою обитель в центр культуры Серебряного века. Множество оригинальных экспонатов позволяет увидеть мир, к которому были причастны Марина Цветаева и Николай Гумилёв, Андрей Белый и Осип Мандельштам, Алексей Толстой и Максим Горький. От обилия предметов, служивших властителям дум, разбегаются глаза, и мало кто обращает внимание на стоящие в углу деревянные посохи, трости, альпенштоки, изготовленные хозяином специально для каждого гостя, разделявшего любовь к «долинам лукоморья и полынным холмам».

Весьма кстати пришёлся и современный скульптурный портрет Волошина, установленный во дворе музея. «Коктебельский маг» представлен в традиционном для него образе путника, с книгой в одной руке и посохом в другой. Знающие люди говорят, что это посох необычный: прикоснувшись к нему, унесёшь «в своё странствие странствий лучшее из наваждений земли».

Иван КОВАЛЕНКО

Читайте также: Симеизская обсерватория и маяк на мысе Ай-Тодор: история и уникальность зелёного света

 

Ссылка на первоисточник
наверх