У православных христиан идёт Великий пост – время особой подготовки к главному христианскому празднику, Воскресению Христову, выпадающему в этом году на 20 апреля. Великий пост, или, как его ещё называют, Святая Четыредесятница, – это единственный из четырёх многодневных православных постов, в котором совершаются уникальные богослужения.
Одно из таких богослужений – Литургия преждеосвященных Даров. Её особенность заключается в том, что она совершается в будние дни поста, обычно в среду и пятницу, и на ней не освящаются Святые Дары (Тело и Кровь Спасителя), а верующим для причастия преподаются Дары, освящённые накануне, в воскресный или (в исключительных случаях) в субботний день.
Для чего же такие сложности в совершении великопостных богослужений? Что мешает служить обычную литургию в дни Великого Поста, как и во все остальные дни года? Дело в том, что Литургия преждеосвященных Даров восходит ещё к апостольским временам, когда христиан преследовали за их веру. Заключённым в тюрьмах мученикам тайно передавались Святые Дары для предсмертного причащения..Монахи-отшельники перед уходом в безлюдные пустыни также получали Святые Дары, чтобы иметь возможность регулярно причащаться. Однако позже из-за участившихся случаев кощунства Святые Дары стали храниться только в храмах, а лично причащать на дому больных получили право только епископы или священники. Освящённые архиереем в кафедральном соборе Дары в древности иногда торжественно переносились в ближайшие приходские храмы. Эти и другие обычаи легли в основу Литургии преждеосвященных Даров.
Авторство этого богослужения традиционно приписывают римскому святителю Григорию Двоеслову, однако, по всей видимости, ему принадлежит лишь его оформление и распространение в христианском мире. Таким образом, совершая Божественную литургию преждеосвященных Даров, Православная Церковь погружает своих последователей в древние, но отнюдь не забытые времена, в особую традицию подвижничества и духовного созерцания. В этом смысле церковный богослужебный круг является своеобразным учебником истории, который сближает верующих с теми, кто в веках сохранял и распространял веру в Господа и о ком мы сегодня читаем в житиях святых.
Одной из особенностей этой литургии является то, что на ней традиционно не причащают младенцев. Это происходит из-за того, что освящённые Дары хранятся в сухом виде, а младенцы, ещё не умеющие жевать, просто физически не способны употребить причастие в таком виде. Для этого малышей уместно причащать на обычной литургии в субботу или воскресенье, когда священник имеет возможность преподать младенцу причастие в жидком виде Кровью Христовой.
Говорить о православном богослужении можно бесконечно, потому что это целая жизнь во Христе. Но истинная польза, конечно же, не от разговоров, а от самого участия в этой жизни.
Максим ТАРАСЕНКО, протоиерей
Свежие комментарии