Какие новые особо охраняемые природные территории появятся на полуострове, ждут ли в крымских заказниках нудистов и почему краснокнижных куланов не пускают на вольные хлеба? Об этом и многом другом мы говорили с директором ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» Александром Ковинским.
Летят перелётные птицы
– По данным Минприроды республики, общее число ООПТ (особо охраняемых природных территорий) в Крыму достигло 204. Как считаете, для Крыма этого достаточно или есть ещё потенциал?
– Есть потенциал, и он огромный. Из общей цифры, которую вы назвали, в ведении нашего учреждения находятся 102 территории. Это ООПТ регионального значения, которые располагаются на участках без лесного фонда, в том числе 11 природных аквальных комплексов и 18 парков-памятников садово-паркового искусства, среди которых парки «Массандровский», «Мисхорский», санатория «Ай-Даниль», дома отдыха «Айвазовское».
Необходимо создавать новые ООПТ. Защитный статус должна иметь ориентировочно одна четвёртая часть полуострова. Регион же у нас уникальный. Возьмём Западный Крым с его уникальными степями и побережьем. В 2022 году мы создали в Сакском районе ландшафтно-рекреационный парк «Ойбурский». Это гнездовье птиц. По сути, все участки, где в Крыму останавливаются перелётные птицы, должны быть сохранены.
– На сайте госзакупок Минприроды Крыма есть тендер на несколько миллионов рублей на приобретение такой услуги, как разработка материалов, необходимых для создания ООПТ. Значит ли это, что количество охраняемых территорий возрастёт?
– Совершенно верно. Разрабатываются материалы, необходимые для создания новых особо охраняемых природных территорий «Лименская долина» в Симеизе и «Парк-памятник садово-паркового искусства санатория «Морской прибой» в Ялте. В настоящий момент подготавливается комплексное экологическое обследование, в рамках которого научные сотрудники определят ценность данных территорий. Сейчас уточняется, какие на них произрастают зелёные насаждения, занесены ли они в Красную книгу Республики Крым или России, обследуется животный и растительный мир, который необходимо будет охранять и сохранять. Документы будут согласовываться в Минприроды России, а дальше надеемся на открытие новых ООПТ.
Полоса препятствий
– Интересная ситуация сложилась в законодательстве. Оказывается, штрафы за незаконное разведение костров в обычном лесу почти в 10 раз выше, чем в ООПТ. Их подняли до 50 тысяч рублей. Значит, ответственность за сохранение особо охраняемых территорий в несколько раз меньше?
– Да, штрафы за нарушение режима ООПТ для физических лиц составляют от 3 до 5 тысяч рублей. Понятно, что нужны изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Но одним штрафом нарушители не отделаются. Кроме него, придётся возместить ущерб, сумма которого высчитывается в зависимости от того, какие растения пострадали, внесены ли они в региональную или федеральную Красную книгу.
Ещё раз подчеркну: в ООПТ, которые находятся в нашем ведении, нет лесного фонда. И пожары на них, как правило, носят природный характер. Возникают они и в восточной части Крыма, и в западной. Четыре раза в год, именно в пожароопасный период, проводим опашку территорий ООПТ Восточного Крыма. Первая была в апреле, сейчас опашка проводится второй раз, ещё две проведём в июле и сентябре. В Западном Крыму и на других охраняемых территориях опашку проводим три раза в год.
– Почти 70 официальных экологических маршрутов проходят по особо охраняемым территориям. Планируете ли добавить новые направления?
– Да, в рамках организации Большой Крымской тропы в этом году мы создали новый маршрут: благоустроили тропу по горе Клементьева (Узун-Сырт), установили беседку, знаки турнавигации, оборудовали места отдыха.
В следующем году планируем разрабатывать новые туристические маршруты в районе Тарханкута. На самом деле, у нас везде, где возможно, организованы туристические маршруты, в том числе автомобильные. И на майские праздники проводились рейды с привлечением сотрудников полиции в тех местах, где возможно нарушение экологического законодательства. Особенно там, где большая посещаемость так называемых неорганизованных групп туристов, например, в Караларском природном парке (Ленинский район).
Лебеди и куланы
– Ваши коллеги из ФГБУ «Заповедный Крым», которые занимаются федеральными ООПТ, пожаловались, что на Черепашьем озере в заповеднике неизвестные украли лебедей. Птиц на днях нашли и вернули. У вас тоже туристы импровизируют?
– К сожалению, бывает. Ломают и воруют объекты благо-устройства, выкапывают зелёные насаждения в Массандровском и Мисхорском парках. На горе Балгатур молодёжь приезжает, веселится и крушит скамейки. На горе Кошка в Симеизе ломают ограждения. Приходится всё это восстанавливать.
В местах отдыха мы установили видеонаблюдение, что не только помогает контролировать рекреационную нагрузку, но и дополнительно способствует безопасности туристов. Так проще остановить людей, которые начинают хулиганить, нарушать правила посещения ООПТ. За прошлый год по различным нарушениям у нас было составлено около 3,5 тысячи актов.
– А животные не пропадают?
– Нет. На майских праздниках у краснокнижных куланов (это млекопитающие из семейства лошадиных. – Ред.) на Тарханкуте даже родилось потомство. В своё время куланы в Крым были привезены из заповедника «Аскания-Нова». Раньше было семь особей, родилась восьмая. Для них огорожено пять гектаров территории. Просто выпустить этих животных в дикую степь – опасно. Участились случаи нападения волков на домашних животных. Охотхозяйства, конечно, пытаются заниматься регулированием их численности, отстреливать, но тем не менее...
Фотоловушки и 3D-туры
– А как отслеживаете численность животных на охраняемых территориях?
– Наши сотрудники проводят мониторинг растительного и животного мира. Устанавливают фотоловушки в местах подкормки животных. Например, в Караларском парке фотоловушки фиксируют в основном зайца, лису. Хорошо у нас себя чувствуют и фазаны, и дрофы, очень много перелётной птицы.
– Писали, что краснокнижная дрофа в Крыму на грани вымирания, за 70 лет её популяция сократилась в 2,5 раза. Причём в 2021 году треть популяции в Западном Крыму погибла из-за ядохимикатов, которыми травили грызунов...
– Есть дрофа, никуда она не пропала. Мы ежегодно её фиксируем на территории Караларского парка.
– Какие крымские ООПТ особенно популярны у туристов?
– Караларский природный парк (в народе – Генеральские пляжи), ландшафтно-рекреационные парки «Тихая бухта» и «Кизил-Коба», Массандровский и Мисхорский парки, Атлеш, Джангуль. И вопреки всему, туристов в последние годы меньше не становится. В Караларском парке в выходные и праздничные дни бывает до тысячи машин. Едут отдыхать в основном Кубань, Москва, Питер. Там очень красиво. На нашем сайте есть 3D-туры. Мы представили их на ВДНХ на выставке «Россия». С помощью очков виртуальной реальности посетители могут увидеть наши особо охраняемые природные территории, причём с высоты птичьего полёта. Ощущения великолепные. К примеру, с высоты птичьего полёта можно посмотреть знаменитую Белую скалу (Ак-Кая).
На большом воздушном шаре
– По Белой скале была неоднозначная ситуация с фестивалем воздушных шаров. Круто, конечно, было подняться над ней, но, с другой стороны, территорию оккупировали сотни машин, а там краснокнижные растения. Про сохранение экологии речи уже не было?
– Фестиваль мы убрали оттуда. Понимаете, когда там стоит тысяча машин, все кидают бумажки, мусорят, – это нарушение режима ООПТ. Въезжать туда запрещено. Пожалуйста, устраивайте подобные мероприятия внизу. Организаторы фестиваля перебазировались на поля под скалой и запускают воздушные шары оттуда.
– А возможны ли вообще инвестиционные проекты на территориях ООПТ?
– Хотя земля находится у нас в постоянном и бессрочном управлении, она в собственности Республики Крым, поэтому все инвестиционные вопросы в компетенции республики. К тому же инвестиционные проекты не должны противоречить правилам. Для каждой ООПТ определён и установлен свой режим особой охраны. Возьмём парк-памятник садово-паркового искусства – там, допустим, возможно строительство. А в Караларском природном парке ничего строить нельзя – там дикая природа. Конечно, имеются зоны рекреации, где можно поставить палатки, людей же не остановить, они всё равно туда едут отдыхать. Мы просим их соблюдать правила посещения ООПТ, внимательно относиться к знакам, которые находятся на этих территориях.
На старт, внимание, 200-летие!
– Какие проекты в настоящий момент осуществляете? Какие объекты в центре внимания?
– У нас стартовали капитальный ремонт и благоустройство территории парка-памятника садово-паркового искусства «Массандровский». Выделено 232 млн рублей. Работы ведутся в рамках госпрограммы «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства РК». Мы монтируем в парке ливневую канализацию, дорожно-тропиночную сеть, систему освещения, ремонтируют мозаичную лестницу. Это первый этап работ. Надеемся, что в дальнейшем выделят средства и на второй, поскольку Массандровскому парку в этом году уже 200 лет и его нужно приводить в порядок. Идёт пятая неделя ремонта, работы ведутся по графику, а главное, с соблюдением требований природоохранного законодательства и под строгим контролем Минприроды Крыма и ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Респуб-лики Крым».
– А в перспективе какой объект ещё хотелось бы привести в порядок?
– Говорить об этом рано, но, наверное, Мисхорский парк. Пока мы готовим концепцию его благоустройства, дальше перейдём к проектно-сметной документации, а потом уже будем просить выделить средства. Он очень нуждается в капитальном ремонте. Из 23 гектаров Массандровского парка в ведении ГАУ только восемь, поэтому будем проводить работы в границах своего земельного участка. Вся остальная территория – муниципальная, решение о её благо-устройстве должны принимать муниципальные власти.
Плывите дальше
– Отдых на побережьях очень популярен у нудистов, что не всех устраивает. А как вы относитесь к голым посетителям?
– Отрицательно отношусь к отдыху нудистов в общественных местах. Они отдыхают везде: на горе Дива, в Форосе, в районе Кучук-Ламбатского каменного хаоса, в Солнечногорском, Малореченском. Пусть купаются там, где нет людей, особенно детей. Есть же дикие участки.
– Но дикие участки обычно на ООПТ. Получается, пусть едут к вам?
– Ну нет, у нас же тоже дети! В той же Тихой бухте отдыхают семьями. Я против такого отдыха в местах рекреации. В любом случае, если законодательно запрещено ставить палатки и разводить костры, какая разница, одет ты или нет. Запрещено значит запрещено.
блицопрос
– Какой спорт вам по душе?
– Люблю играть в волейбол и баскетбол.
– Какое ваше любимое место в Крыму?
– Любой уголок Крыма. Все наши ООПТ.
– Какой ваш любимый фильм?
– «Двенадцать стульев».
– Как относитесь к охоте?
– Охоту не люблю. Считаю, что убивать животных нельзя. Численное регулирование хищников – ещё ладно, остальную численность пусть регулирует природа.
– Выигрывали ли в лотерею?
– Нет, в азартные игры не играю.
– На какую книгу не хватает времени?
– Всегда читаю то, что мне надо, нахожу время.
– Какое блюдо вы могли бы есть каждый день?
– Это невозможно, но жареную картошку ел бы часто.
Ольга НАГОРНАЯ
Свежие комментарии