Владимир Кириченко, чемпион СССР и мастер спорта по спортивной гимнастике, профессиональный тренер из Евпатории, работает волшебником. Потому что не только помогает людям с ограниченными физическими возможностями поддерживать в норме физическое состояние, но и выводит их на орбиту спортивных побед.
В интервью «Крымской газете» Владимир Николаевич рассказал, почему физкультура должна стать нормой жизни, с чего начинается здоровый образ жизни и как пришёл к созданию универсальной системы физических упражнений.«Созревание здорового человека»
– Существует расхожее выражение «Трезвость – норма жизни». А физическая культура?
– Тоже. Человек живёт по неписаным законам природы. С течением времени и истории люди убедились в том, что физическая культура помогает следовать этим самым природным правилам.
– Особенно на фоне повсеместного малоподвижного образа жизни, расцветшего на плодах научно-технического прогресса…
– Естественно. Весь научно-технический прогресс, как бы то ни было, нарушает правила природы, что очевидным образом сказывается на той же экологии.
– В наши дни стремительно растёт число фитнес-залов. Как человеку, решившему начать заниматься спортом, не потеряться в этом пёстром многообразии?
– В советское время в русле того, что мы сейчас называем массовым спортом, функционировала определённая система, включавшая в себя основные методы сохранения здоровья. Фактически физическая культура была частью образа жизни советского человека, но далеко не главной. В основе лежало созревание здорового человека. В СССР было разделение: физическая культура включала в себя физическое воспитание, физическое развитие и, собственно, общую физическую культуру.
С некоторых пор произошло размытие границ между понятиями «спорт» и «физическая культура». Спорт – это достижение результатов почти любой ценой. И зачастую в основе работы фитнес-центров лежит этот принцип. В итоге агрессивный подход к достижению результата нередко наносит вред здоровью. Потому что не учтены два важных фактора: физическое развитие и физическое воспитание.
– С чего вообще начинается здоровый образ жизни?
– По-моему, с родителей. От них ребёнку передаётся определённая генетика, под их влиянием по мере взросления у ребёнка вырабатываются те или иные привычки, которые лежат в основе его поведения. Проще говоря, правильные привычки родителей – основной направляющий фактор при формировании таких же правильных привычек у их ребёнка.
При вовлечении в социальную среду нередко, увы, взрослеющий человек приобретает привычки негативные, которые вредят его здоровью. И здесь всё зависит от того, что называют силой духа: насколько достаточно окажется её, чтобы человек мог сосредоточиться на укоренении привычек позитивных, к которым, безусловно, относится и здоровый образ жизни.
– Тот самый, в котором физической культуре отведено одно из ведущих мест?
– А в основе физической культуры лежит принцип «движение – это жизнь». Мыслишь – тоже движешься. Поэтому важно тренировать среди прочего и мысли, чтобы они правильно работали, воспитывать позитивные привычки, объединять и закреплять добрые намерения. Будешь отвлекаться на всё остальное, в том числе и на негатив, – всё это будет высасывать из тебя энергию.
– Как вы относитесь к развитию так называемого массового спорта?
– Спорт может для себя выбрать не только физически развитый и воспитанный, но и физически подготовленный человек, который вполне сознательно подходит к такому выбору. Массовый спорт, как и 15-минутная зарядка, стимулирует человека начать что-то делать со своей физической формой. Чтобы он наработал полезные привычки, сохраняющие его базовое здоровье, нужна системная работа.
«Какой сильный тренер»
– Как вы пришли в спорт?
– Мы с родителями жили в селе под Евпаторией, откуда в город ходил автобус. По пути домой мы ожидали его на остановке вблизи здания бывшей гостиницы «Бо-Риваж». Пока ждали, часто заглядывали в окна этого красивого здания, в котором тогда располагалась спортивная школа. Естественно, когда мы, дети, смотрели на это всё, глаза у нас загорались. А когда переехали в Евпаторию, к нам, второклашкам, в класс пришёл тренер и сообщил, что спортивная школа проводит набор.
При отборе он не хотел меня брать: сила была, а гибкости не было. Детей много тогда пришло, человек пятьдесят-семьдесят. Тем, кого отобрал, тренер велел садиться на свёрнутый акробатический ковёр, а остальных отправлял на исходное место. И он меня отсмотрел, отправил в сторону тех, кого не отобрал. Я голову опустил – и в этот момент он хватает меня под руку и фактически толкает к отобранным. Я налетел на них – и все вместе со мной попадали и стали смеяться: мол, какой сильный тренер. А через месяц я уже садился на шпагат.
– Так быстро?
– В то время Евпаторийская спортивная школа успешно применяла методику ускоренной начальной подготовки гимнастов. Об этом даже «Советский спорт» писал. Вообще, тогда гимнастика была широко представлена в системе школьного и высшего образования. Начальной подготовкой гимнастов мог заниматься любой учитель физкультуры. Я помню, как в Евпатории среди школ проводили первенство города по гимнастике. В каждой были гимнастические ковры, брусья, козлы – полный комплект. Гимнастика считалась базовым видом спорта. Это всё, увы, ушло. Сейчас в массовом спорте широко представлена борьба.
«Вложить в тренировку разминку»
– Как вы пришли к необходимости создать универсальную систему упражнений?
– С конца 1970-х годов, работая в детской спортивной школе, я ежегодно набирал воспитанников – ребят, которые вполне подходили для гимнастики. А ближе к 1990-м мы с коллегами столкнулись с проблемой нехватки детей, соответствующих заданным параметрам. И чтобы не терять зарплату, стали брать и слабеньких, которые не умели подтягиваться. Было видно падение уровня физического развития детей (к тому времени уже в детсадах упразднили должность физкультурника). Набрать-то детей в группы смогли, но нам был нужен результат. Мысли о том, как его достичь, со временем и побудили к созданию системы физического воспитания детей с ограниченными фактически возможностями здоровья. Впоследствии, работая некоторое время в Евпаторийском городском узле связи, вёл группу здоровья для детей коллег. Итогом этой работы стал комплекс упражнений: я решил вложить в тренировку разминку. Начинаясь лежачей гимнастикой (родившись, человек ведь тоже лежит), она продолжается гимнастикой динамической и завершается упражнениями на растяжку – потягушками, проще говоря.
– В чём уникальность этой системы?
– Она ускоряет процесс оздоровления и достижения результатов на первоначальном этапе. Когда я применил её в общеобразовательной школе, работая с первоклассниками, по окончании первой четверти все ученики делали кувырки и стояли в стойке под стенкой. В том числе, наверное, и по-этому в 2002 году меня в Евпатории удостоили звания «Учитель года». Эта разминка подходит не только представителям разных видов спорта, но и слабым людям, неспособным полноценно выполнить то или иное упражнение: просто делай, пытайся, даже если у тебя не получается. Доказательством тому служит дуэт гимнасток Ульяны Журавлёвой и Ирины Костышиной. Сейчас они выступают на высоких спортивных мероприятиях, проводимых среди прочего под патронатом Ирины Винер. А восемь лет назад родители буквально принесли их ко мне на руках.
– Не менее яркий пример эффективности вашей системы – Илларион, один из учеников из Евпатории, который, несмотря на ДЦП, сдал норматив ГТО и в конце прошлого года получил из ваших рук «Золотой знак ГТО». Как Ира и Ульяна, он также лауреат регионального конкурса «Преград нет».
– Его тоже принесли. Года три-четыре я его учил сводить ноги (мышцы не слушались). Кружиться стоя он не мог, и такие упражнения мы поначалу опус-кали. А осенью 2022 года Илларион получил «Бронзовый знак ГТО». Весной 2023-го мы пересдали норматив, и в конце прошлого года он получил «Золотой знак ГТО».
блицопрос
– С чего начинается ваш день?
– Со стакана воды.
– Опишите себя тремя словами.
– Жизнь, движение, порядочность.
– Чего не терпите в людях?
– Лицемерия и подлости.
– Будь у вас свободное время, какой ещё деятельностью хотели бы заниматься?
– Быть воспитателем, наверное.
– Где вы любите отдыхать?
– Дома.
– Если бы всю жизнь могли есть одно блюдо, каким бы оно было?
– Вода (смеётся. – Ред.). Любое сладкое блюдо из растительной пищи.
– Если бы выиграли в лотерею миллион, на что бы потратили?
– На помощь фронту и бытовые нужды семьи.
Беседовал Алексей ВАКУЛЕНКО
Свежие комментарии