В Евпатории в Доме молодёжи проходит художественная выставка «Таврида сокровенная». Экспозицию составили работы членов крымского отделения Союза художников России (СХР), выполненные в рамках одноимённого проекта, призванного привлечь внимание к важности сохранения на полуострове дореволюционных усадеб.
Оттиски истории
Проект «Таврида сокровенная» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Крыма. По словам организаторов, в фокусе их внимания – уникальный облик русского Крыма. За время 10-дневного пленэра «Дворцовые парки и сады Тавриды» художники создали 146 произведений, часть которых представили на выставке. В экспозицию вошли работы Елены Молчановой-Дудченко, Татьяны Дымановой-Голынской, Михаила Жарова, Анастасии Калюжной, Игоря Поздеева, Вероники Чекановой, Вероники Шевчук, Марии Шевчук-Черногородовой и Элеоноры Щегловой.
В них живописцы, в частности, раскрывают образы усадьбы и парка «Салгирка» в Симферополе, восстановленного из руин замка Кесслеров-Ферсмана в селе Ферсманово Симферопольского района, усадьбы архитектора Алексея Бекетова в Алуште, а также дворцово-парковых комплексов Южного берега Крыма, в том числе Воронцовского дворца в Алупке, имения Харакс в Гаспре, комплекса Александра Кузнецова в Форосе.
Как отмечают организаторы проекта, художественный образ дворцовых садов и парков Тавриды формируют и объекты, которые находятся в забвении, как, например, руины усадьбы графини Монжене в селе Пионерском Симферопольского района. Живописные и графические работы, включённые в экспозиционное повествование, обращают внимание зрителей на зыбкость и хрупкость образа крымской усадьбы и архитектурно-парковых ансамблей – уникальных оттисков истории, вписанных в природный и культурный ландшафт Крыма.
По словам руководителя проекта, председателя регионального отделения СХР Елены Молчановой-Дудченко, каждое представленное на выставке произведение обладает высокой художественной ценностью.
– Как известно, на пленэре произведение создаётся быстро и затем остаётся нетронутым (очень редко затем дорабатывается), – отметила Елена Александровна. – Оно несёт на себе отпечаток первого впечатления, которое получает каждый художник во время работы, именно в той ситуации. Этим пленэрные работы и ценны. Выставка, которую мы представляем в Евпатории, содержит шестьдесят произведений, это часть экспозиции, включающей сто работ. Полностью мы её планируем представить в феврале в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке имени Франко в Симферополе.
Приветствуя первых посетителей выставки, Молчанова-Дудченко обратила внимание на «совершенно замечательные» памятники архитектуры и в этом приморском городе.
– Евпаторийцы – обладатели замечательной архитектуры, которая, к сожалению, находится в плачевном состоянии, – посетовала она. – Несколько лет назад в Евпатории мы проводили пленэр, посвящённый наследию архитектора Адама Генриха. Увы, творения, достойные мировых столиц, находятся в таком состоянии. Со времён того пленэра многие строения продолжают разрушаться.
В рамках проекта «Таврида сокровенная», помимо организации выставок, предполагается издать художественный альбом «Российский Эдем», провести научно-популярные и образовательные лекции и мастер-классы по пленэрной живописи, а также пополнить музейные фонды и коллекции культурно-просветительских площадок республики.
Великолепие ландшафта
По словам одной из участниц пленэра Марии Шевчук-Черногородовой, Крымский полу-остров, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, остаётся одним из центров концентрации произведений российского ландшафтного искусства.
– Крымские сады и парки отличаются высокой степенью архитектурно-художественного и композиционного своеобразия, представляя уникальное явление в российском культурном пространстве, – отмечает художница. – Создание дворцово-парковых комплексов на протяжении столетий существования Крыма в Российской империи можно считать ярчайшим примером трансформации под влиянием русской культуры и русского уклада жизни некогда дикого края в великолепный и единый природно-культурный ландшафт.
Дворцово-парковые комплексы Южного берега Крыма обладают рядом уникальных планировочных, композиционных и дендрологических особенностей по сравнению с аналогичными объектами средней полосы России – в этом убеждена директор Ботанического сада имени Николая Багрова Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Анна Репецкая.
– Их череда сформировала совершенно особый природно-культурный ландшафт Южнобережья, который нуждается в охране и является поистине всероссийским достоянием, – поясняет она. – Развивая внутренний туризм, на который сегодня делается особый упор, необходимо обратить отдельное внимание на парки ЮБК. Тогда туристы здесь смогут насладиться и лечебными курортологическими свойствами этой местности, и эстетикой дворцово-парковой архитектуры.
Культурное пространство
Культуролог и куратор художественных выставок Максим Глушич в рамках проекта впервые для себя выступил в роли документалиста, сняв фильм «Образ крымской усадьбы».
– Эти усадьбы – не только архитектура и ландшафт, за каждой стоят определённые люди, – подчёркивает он. – Они создавали культурные пространства, приглашали туда музыкантов, писателей, артистов, художников, учёных, интеллектуалов. В итоге получались такие точки притяжения, как, например, Профессорский уголок в Алуште. Те впоследствии становились знаковыми для России местами, туда приезжало огромное количество великолепных людей, оставивших след в истории Крыма и России. И для меня образ крымской усадьбы немыслим без этих людей. Наша задача – перебросить от них мостик в наше время и продолжать так же творить в создаваемых уже нами культурных пространствах.
Глушич признался, что, увы, на территорию не всех объектов, которые бы ему с коллегами хотелось отснять, им удалось попасть.
– В фильме мы показали и разрушенные объекты культурного наследия (их много, к сожалению), – посетовал он. – Какие-то – в частных руках, какие-то принадлежат государству. Формат двадцатиминутного фильма вынудил нас весьма кратко рассказать о некоторых из усадеб и их создателях. Хотя про каждую можно было бы снять отдельный двадцатиминутный фильм.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии