Ураган последних дней заставил нас с вами, да и специалистов тоже, задуматься: «А когда ещё такое было?»
– Мы долго искали аналог шторма на юге Европейской России, но такого сильного за всю историю метеонаблюдений не было. Однако есть подобное событие во времена Крымской войны, произошедшее 169 лет назад.
Знаменитый Великий шторм в Балаклаве. Это было невероятное и ужасающее явление, судя по описаниям», – заявил сотрудник Гидрометцентра России, заслуженный метеоролог Роман Вильфанд.Невероятное и ужасающее
Самый кровавый бой Крымской войны состоялся 5 ноября 1854 г. при Инкермане. Стороны вели действия по вязкой грязи, которая появилась за неделю дождей. Британцы устали. Крым никак не подходил для оккупантов. Тепло октября в ноябре сменил пронизывающий северный ветер, требующий немедленного перехода на зимнюю одежду. Внезапные перемены температуры, которые характерны для полуострова зимой, оказались «более вредными для здоровья наших войск, чем любые другие климатические условия», написал офицер английской гвардии.
На помощь российской армии пришла морская стихия, а потом зима. Вначале 14 ноября 1854 г. на Крым обрушился жестокий шторм. В этот день английские, французские и турецкие корабли под командованием адмирала Эдмонда Лайонса стояли на Севастопольском рейде. Одни готовились к выходу, другие вели разгрузку. Ничто не предвещало несчастий. Самые внимательные увидели, что стрелка барометра показывала аномальное падение давления. Утром поднялся ветер – сначала восточный, потом юго-западный. Раздался гром, сверкнули молнии. Четверть часа продолжался ливень. Но вскоре появилось солнце, ветер стих. Все успокоились. Удар был неожиданным и жёстким. Началась сильнейшая буря.
И «Принц» в том числе На Балаклавском рейде стояло более 30 кораблей и транспортных судов. В том числе гордость английского флота – парусный пароход «Принц». В июле 1854 г. британское Адмиралтейство приобрело его за 105000 фунтов. На нём из Англии привезли более 40 тысяч комплектов тёплой одежды, медикаменты, продукты и водолазное снаряжение для поднятия затопленных кораблей, преграждавших вход в Севастопольскую бухту. На судне находилась часть 46-го армейского полка. А также денежное довольствие для армии. «Принц» сорвало с якоря и понесло на скалы. Вместе с судном погибли 150 человек. Только мичман и шестеро матросов, бросившись в бушующее море, чудом спаслись – их выбросило на берег.
Но это было началом. На Балаклавском рейде в этот день погибли три американских транспорта, восемь английских кораблей. Чудом удалось спастись транспорту «Вулкан», на котором в это время находились русские военнопленные.
После бури снег Журналист Уильям Рассел из «Таймс» написал о шторме: «К двенадцати часам ветер стал значительно холоднее. Сначала выпал мокрый снег, затем снежная буря в Крыму, которая окутала пустынный ландшафт белым, пока топот людей не заполонил его следами чёрной грязи… Берега были завалены связками сена, которое выплывало из затонувших кораблей за пределами гавани».
Шторм поиграл от души не только в Балаклаве. В Карантинной бухте пошёл на дно французский транспорт и ещё шесть кораблей. В районе Евпатории затонули три линейных французских корабля и несколько военных кораблей и транспортов. Великая буря пронеслась не только в Крыму. Погибли корабли и суда к югу от деревни Алрчи, затонули у пролива Босфор, в районе Варны, у Балчика.
Всего за один день 14 ноября 1854 г. союзники потеряли 60 кораблей и транспортов, погибло более тысячи человек.
Русским тоже попало. В Севастополе уничтожило ветхий склад, вырвало деревья, сорвало с крыш черепицу. В Симферополе остался без крыши дом губернатора. Размело зерновой склад.
Император Николай I, узнав о последствиях шторма для неприятеля, написал командующему русскими войсками в Крыму князю Александру Меншикову: «Спасибо буре, она услужила нам хорошо, желательно бы ещё такой!»
Время отсчёта Принято считать, что Великая буря 1854 г. стала поводом для создания первого научного метода прогноза погоды. Тогда лишь во Франции действовали наблюдательные станции. Профессиональным метеорологом впервые стал британский адмирал Роберт Фицрой. После того, как в Крыму в 1854 г. был уничтожен королевский флот, он начал наблюдать за штормами. Фицрой – инициатор создания сети метеостанций для одновременного получения данных. А в 1858 г. адмирал опубликовал книгу «Барометр и путеводитель по погоде», которая была написана простым языком, в первую очередь для рыбаков. Сергей ЧЕННЫК
Свежие комментарии