Российское самбо и японское дзюдо параллельно развиваются в Крыму
Если самбо – отечественный эксклюзив, то дзюдо – его азиатский собрат. В этих видах единоборств много общего, и, пользуясь языком аллегорий, их вполне можно назвать однокоренными. Недаром в Крыму дзюдо и самбо идут параллельным путём развития, объединившись в единую федерацию.
Особое внимание к миру боевых искусств их куратора Владимира Константинова вполне способствует ежегодной россыпи медалей, поставляемых в Крым спортсменами. Но большие победы куются в маленьких турнирах. Один из таких завершился в Симферополе. Более 120 его участников, весьма вероятно, тоже станут чемпионами в будущем, но пока они набивают шишки на своих первых татами.КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ
Например, Эмир Акмуллаев, который занимается дзюдо всего четыре месяца, но его перспектива видна даже стороннему зрителю. Мальчик твёрдо стоит на ногах и под овации тренеров и друзей не оставляет шансов ровесникам в нескольких подряд встречах. «Это будущий Соменко», – шепчутся те, кто в мире дзюдо ориентируется лучше обывателей. Это фамилия руководителя федерации Романа Соменко, но речь в контексте идёт о Руслане – его сыне, а по совместительству призёре чемпионатов мира и Европы. Совсем недавно Соменко-младший стал одним из триумфаторов первенства мира на Кипре, где в составе российской сборной был вынужден выступать на международной арене под нейтральным флагом. Впрочем, все трудности временны, в этом даже на секунду не сомневается спортивный тандем отца и сына. Самбо близко к включению в олимпийскую программу, а нашу страну рано или поздно ожидает возвращение к международным стартам.
Подсечки, подхваты и броски – всё это неотъемлемые атрибуты каждого поединка в дзюдо. Они могут исполняться в разной технике, но задача одна – уложить соперника на лопатки. Именно в этом случае участнику присуждается безоговорочная победа.
На то, чтобы отточить мастерство борцов, чей век не всегда долог, уходят порой десятилетия. Однако навыки – заслуга тренеров. Энвер Муртазаев – специалист по подготовке кадров в дзюдо. Он сразу видит, у кого есть шанс стать маститым спортсменом, а кто в мире единоборств лишь гость.
– Это соревнования именно для детей, они у многих из них первые, – рассказывает мастер спорта по борьбе дзюдо Энвер Муртазаев. – Такие турниры проводятся как раз для того, чтобы проверить потенциал. Для участников это своего рода экзамен.
НАУКА – СПОРТ
Турнир по дзюдо в Симферополе ещё и мемориал. Его посвятили учёному-астрофизику Роллану Кадыеву. Казалось бы, оригинальная параллель: физика и физическая культура и спорт. Но всё не так просто: Кадыев – учёный со всероссийским именем. Он единственный представитель мира науки из бывших союзных республик, включённый в Совет астрофизики и гравитации Академии наук СССР. Впрочем, у Роллана Кадыева было много друзей-спортсменов. Один из таких – Рустем Ибрагимов, мастер спорта по вольной борьбе и самбо, доцент, профессор. Он пришёл вспомнить о товарище. Когда-то они вместе разрушали миф о несовместимости спорта и интеллекта.
– Мы с ним проработали в Самаркандском государственном университете более 25 лет, – вспоминает Рустем Ибрагимов. – Сопричастность наша заключается ещё и в родственных связях: он был женат на одной из дочерей моего дяди.
Бескомпромиссная борьба между дзюдоистами из разных уголков Крыма, в том числе из Алушты, Судака, Армянска, Джанкоя, Черноморского района, развернулась в Симферопольской спортшколе № 1. На татами выходят юноши и девушки от 8 до 11 лет в разных весовых категориях. Широкая география соревнований «первого шанса» лишь свидетельствует о комплексном развитии дзюдо на всей территории республики. Пока за победы в пусть даже традиционном турнире участникам не будут начислены рейтинговые баллы, однако главная их победа – над собой. Все детские тренеры синхронно сходятся в мысли, что именно преодоление страха перед противником – залог становления будущего чемпиона. В любом случае на юных борцов сейчас играет время, ведь по достижении ими пика карьеры наверняка международные перспективы отечественной борьбы покажутся из-под туманного покрывала западной враждебности.
Павел Семёнов
Свежие комментарии