Чем же опасны тренды на изменение внешности. И кто в зоне риска дисморфофобии.
Мода на Чебурашку
Ради «красоты» на разные ухищрения идёт не только слабый пол. Один из последних массовых психозов – мода на татуирование тела – медленно, но верно приближается к пику, за которым по законам жанра последует спад.
Но человеческая фантазия и желание выделиться не ослабевают. Например, из Китая постепенно просачивается новая «эпидемия» – на этот раз не вируса, а лопоухости. Моду на лопоухость запустила одна из китайских блогерш, которая провела хирургический эксперимент над своей внешностью, убеждая модниц, что такое строение ушей придаёт лицу более молодой, привлекательный вид. Последователи нового тренда добиваются лопоухости разными методами – например, с помощью клейкой ленты. Некоторые идут на крайние меры – пластическую операцию. Психологи уверены, что ложиться под нож людей толкает низкая самооценка. По словам клинического психолога Марии Киселёвой, обычно такие люди имеют перфекционистские черты, то есть нарциссические.– Для этих людей характерна опора на такие внешние параметры, переход на более простые и очевидные вещи, такие как уши, носы, ноги и прочее, а не на внутренний мир, не на желание действительно работать со своими целями, мотивами, с пониманием, кем они являются на самом деле. Конечно, это просто мода, и как раз следование моде говорит о такой поверхностной личностной структуре и отсутствии критического мышления, – говорит эксперт.
Нездоровая история
Одно дело, если человек, имеющий определённую особенность во внешности, например ту же лопоухость, сделал её своей изюминкой, – это здоровая история. Но фанатичная погоня за чужим образом – история, к сожалению, не здоровая.
– Это уже говорит не то что о проблемах с идентичностью, то есть с ответом на вопрос «Кто я?», а даже о какой-то пустоте на этом месте. Слепое следование совершенно непонятным трендам более свойственно подросткам, потому что дисморфофобия, то есть неприятие своей внешности (пусть даже совершенно нормальной), концентрация на недостатках внешности, характерна для подростков. Такое неприятие на уровне раз в неделю поворчать на своё отражение в зеркале, – для них норма. Но когда это становится ведущей, навязчивой мыслью, когда никто, кроме самого человека, дефекта (мнимого) не замечает, когда это не одна операция, а несколько, а если операции невозможны, то депрессивное расстройство вплоть до саморазрушающего поведения, – это уже говорит не о возрастной особенности. Это уже ближе к психиатрическому вмешательству, – отмечает психолог.
Дисморфофобию часто относят к бредовым, ипохондрическим, сверхценным или навязчивым расстройствам. Первый признак проблемы – ваша здоровая самокритика превращается в нездоровую одержимость.
Косметикой настроение не замажешь
Как правило, этот недуг начинает развиваться в подростковом или молодом возрасте. Частота возникновения дисморфофобии у мужчин и женщин примерно одинакова. При отсутствии лечения, как правило, появляется чрезмерное увлечение изнуряющими тренировками, диетами, маниакальное желание улучшить свою внешность. Нередко это приводит к булимии или анорексии. Для мужчин характерны случаи нервной анорексии – синдром Адониса. Его особенность в том, что человек хочет иметь накачанную фигуру, поэтому физические нагрузки становятся для него основным способом успокоения и повышения самооценки.
При расстройстве мучает страх не достичь идеальной фигуры. Развиваются симптомы серьёзной депрессии, появляются суицидальные мысли. Женщины начинают копить деньги на хирургические операции. Могут наблюдаться такие проблемы, как злоупотребление алкоголем; панические атаки; избегание различных социальных ситуаций и контактов с другими людьми.
– Здесь главное – разобраться, с какого периода всё это началось. Чтобы решить проблему, нужно вернуться к первопричине: откуда пошёл, скажем так, перекос внимания на внешний периметр? Это возможно сделать с психологом, – отмечает Мария Киселёва.
Ольга НАГОРНАЯ
Свежие комментарии