Крымские производители эфиромасличной продукции слёзно просят ввести на неё маркировку. С этой инициативой они обратились к замминистра промышленности и торговли России на недавнем заседании Экспортного совета в правительстве Крыма.
Окольный путь никто не отменял
В республике создадут первый в России парфюмерно-косметический кластер.
Крымский климат даёт возможность получать уникальное сырьё. Например, в эфирном масле лаванды, выращенной на полуострове, содержание основного компонента линолилацетата около 50% при норме 25%. Такое масло высшего сорта со времён Союза считалось элитным и шло на мировой рынок, в том числе во Францию, для изготовления парфюмерии. То же происходит и сейчас, только из-за санкций наш продукт уходит на внешний рынок окольными путями.Тот же путь проделывает и эфирное масло кориандра, которое используется и в пищевой промышленности для производства пепси и колы по всему миру.
При этом уровень контрафакта эфирных масел на нашем рынке зашкаливает.
– Это касается любых эфирных масел. Мы проводили исследования качества. У нас есть три хроматографа, которые определяют полный состав эфирного масла. Также строим лабораторию, которая будет аккредитована. Так вот, если вы пойдёте покупать эфирное масло в аптеку, в 90% случаев столкнётесь с подделкой, 90% состава которой приходится на диэтилфталат. Это не просто растворитель, это очень сильный аллерген. И когда вы, к примеру, идёте в баню, сауну и льёте на угли воду с такими маслами или применяете их для ингаляций, то получаете большую дозу этого диэтилфталата. И в первую очередь это вещество отражается на детях, – говорит гендиректор Алуштинского эфиромасличного совхоза-завода Александр Новосад.
Эксперт напоминает, что не все масла, которые продаются на рынке, производятся в нашей стране.
– Сосна – наша, барбарис – наш, а иланг-иланг, например, мы закупаем. И поставщики, уже зная, что у нас на предприятии всё проходит проверку, сами предупреждают: это не покупайте, то не берите, это масло реконструированное и т. д. Хотя, когда всё начиналось, нам звонили и говорили: «А сделайте нам масло по 2 тысячи рублей за килограмм». Я отвечал: «Ребята, как?! У него себестоимость гораздо выше!» И слышал в трубке: «Ну вы же знаете как. Современная химия творит чудеса», – говорит Александр Новосад.
По его словам, сегодня такими «маслами» все кому не лень торгуют на маркетплейсах, в магазинах и аптеках. И обыватель не сможет отличить качественный продукт от дешёвой подделки.
Защитить потребителя призвана система маркировки «Честный знак». Она постепенно распространяется на всё новые категории товаров. С марта обязательной маркировке подвергается и косметическая продукция. Но эфирные масла, к сожалению, это требование пока не затронуло.
– А при обязательной маркировке производство, которое не может обеспечить безопасность и надлежащее качество продукта, либо начинает обеспечивать это качество, либо выбывает из игры, – комментирует гендиректор АО «Комбинат «Крымская роза» Иван Гладун.
Здоровая инициатива
При этом эксперты говорят о необходимости ввести не только маркировку эфирных масел, но и требование сертификации соответствия продукции вместо нынешнего декларирования. Ведь в декларации производитель указывает максимум цвет, ароматику и прочее. А сертификация соответствия – более серьёзный документ, удостоверяющий качество товара, его соответствие установленным требованиям и ГОСТам.
Какими ещё инструментами можно побороться с наплывом контрафакта?
– С одной стороны, долгосрочным решением является формирование культуры потребления. У нас на предприятии все гости на экскурсии дегустируют эфирное масло розы. Они навсегда запомнят его аромат. Это минимальный шаг. Но наиболее эффективной считаю масштабную информационную кампанию, например, в телевизионных передачах о здоровье. Ведь речь здесь даже не о защите интересов конкретного производителя, а о сохранении здоровья нации. Конечно, эфирные масла не заменяют традиционную медицину, но многие из них обладают бактерицидным эффектом, повышают иммунитет, улучшают работоспособность, повышают стрессоустойчивость, улучшают эмоциональный фон. А это те проблемы, с которыми как раз столкнулось человечество после ковида, – считает Иван Гладун.
Вместе – лучше
В Крыму зарегистрировано около 30 парфюмерно-косметических товарных знаков. Под этими брендами выпускается более пяти тысяч видов продукции. Такое стремительное развитие отрасли вдохновило основных игроков этого рынка зарегистрировать качественно новое объединение. Создание первого в России парфюмерно-косметического кластера началось с осени 2024 года. Субъекты кластера могут рассчитывать на возмещение части затрат при реализации совместных проектов в области импортозамещения, освобождение от налога на прибыль и снижение тарифов страховых взносов до 7,6%, кредиты в размере до 25 млн рублей сроком на 15 лет под 3–5% годовых.
СПРАВКА
Крымские парфюмерно-косметические предприятия поставляют свою продукцию в страны СНГ, Индию, Китай. В планах выйти на рынки Вьетнама, Турции, стран Ближнего Востока. Оцениваемый объём экспорта пока невелик – 140 тысяч долларов США, но в реальности он существенно больше, поскольку крымским предприятиям зачастую приходится прибегать к услугам посредников, чтобы обойти санкции.
Мила ШИПШИНОВИЧ
Читайте также: Расширяем горизонты: Крым планирует увеличить географию экспорта товаров местных производителей
Свежие комментарии