Ровно за месяц до 81-й годовщины освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков на железнодорожный вокзал города прибыл «Поезд Победы» – первая в мире иммерсивная инсталляция, размещённая в движущемся составе поезда.
«Метафора жизни»
«Поезд Победы» курсирует по России и Беларуси с октября 2020 года.
Проект реализован командой творческой мастерской «Невский баталист» вместе с медиагруппой «Красный квадрат», которая разработала специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом.За пять лет состав проехал более 200 тысяч километров, посетив 225 городов. Он уже несколько раз пересёк всю страну от Крыма до Владивостока, останавливался на побережье Чёрного моря и Тихого океана, проехал по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. Открывал свои двери в самом северном городе, где кончаются железные дороги, – Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ) и самом южном городе России – Дербенте.
В год 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества «Поезд Победы» посетит города-герои России и Беларуси, а также 100 городов трудовой доблести и воинской славы. «Поезд – это метафора жизни человека, – отмечают авторы проекта, группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко. – Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живём, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, – даром жизни».
Дух эпохи
В 2023-м передвижной музей пополнился новым вагоном, посвящённым военным трибуналам. В нём можно узнать о том, как проводились Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы, благодаря которым весь мир узнал о злодеяниях нацистской Германии и милитаристской Японии.
В 2024-м внутри поезда запустили интерактивную версию уникальной экспозиции. Для неё специально разработали 79 панорам, 158 интерактивных элементов, оцифровали 159 фотографий экспонатов. В панорамы, представленные в передвижном музее, их создатели интегрировали видео с экранов и проекторов.
Для создания атмосферы военных лет в вагонах поезда использовали 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 интерактивных столов. Благодаря световым и звуковым эффектам вместе они воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. По мнению авторов и кураторов проекта, всё это помогает точнее передать детали быта и дух эпохи.
В составе поезда – 10 вагонов, где представлено свыше полутора сотен экспонатов, каждый из которых рассказывает свою историю о войне. Над проектом работала команда историков, а некоторые предметы декораторы специально состарили, хотя часть их аутентична и сохранилась с 1941–1945 годов.
Например, второй вагон посвящён переходу советских людей от условий размеренной мирной жизни к суровым реалиям священной войны. Его тематической доминантой выступает Брестская крепость, ставшая символом стойкости и мужества советского человека с первых же минут Великой Отечественной войны. Вместо нескольких часов, отведённых на захват Брестской крепости по плану вермахта, она держалась до 29 июня, а отдельные очаги сопротивления – до конца июля 1941 года. Четвёртый же вагон посвящён одному из самых страшных преступлений Третьего рейха: концентрационным лагерям, местам массового заточения и уничтожения людей. Там рассказывают о том, какие бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы и газовые камеры ожидали узников нацистских лагерей.
Голосом Лидии
Перемещаясь из вагона в вагон, посетители выставки совершают путешествие во времени, символически проживая вместе с советскими людьми предвоенные годы, период Великой Отечественной войны и, наконец, радость Победы. По такому историческому маршруту посетителей ведёт аудиогид – 19-летняя машинистка Лидия, что пошла по стопам отца и стала водить эшелоны на фронт. У этого персонажа, которого озвучивает заслуженная артистка России Екатерина Гусева, есть реальный прототип – Елена Чухнюк, машинист паровозной колонны. Так уж совпало, что на полуостров, где его первой остановкой стал город-герой Керчь, поезд прибыл 12 марта, в 108-ю годовщину со дня рождения легендарной машинистки. Летом 1942 года Чухнюк назначили старшим машинистом колонны паровозов № 4 особого резерва Наркомата путей сообщения СССР. Колонна работала на сталинградском направлении. Летом 1943-го Елена перевозила танки на Курской дуге. В ноябре того же года 26-летнюю машинистку удостоили звания Героя Социалистического Труда. Таким образом, она стала единственной женщиной-машинистом паровоза, удостоенной столь высокой награды во время Великой Отечественной войны. За время войны Чухнюк пришлось водить составы не только по Украинской и Белорусской ССР, но и по Венгрии, Польше и Германии.
Сказано
Министр науки и высшего образования РФ Валерий ФАЛЬКОВ:
– Важно, чтобы наша молодёжь понимала, через какие испытания прошли предки, как смогли выстоять и победить. Наша ответственность перед будущими поколениями – сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных трагедий, во имя памяти миллионов людей, погибших и пострадавших.
Председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег БЕЛОЗЁРОВ:
– Для нас большая честь участвовать в этом проекте. Это то малое, что мы можем сделать, чтобы показать подвиг наших дедов и прадедов. Я хочу поблагодарить авторов проекта. Чувствуется, что всё создано с душой, пережито и воплощено в этой прекрасной экспозиции. Мы же со своей стороны постараемся сделать всё возможное, чтобы как можно больше людей смогло посетить эту выставку.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии