Бригады реанимобилей работают не как врачи обычной скорой. Они не выезжают на место аварии или на дом к маленьким пациентам, а вызываются медучреждением лишь в исключительных случаях. «Крымская газета» не только заглянула в закулисье их работы, но и узнала о серьёзных проблемах, с которыми сталкиваются эти специалисты.
Два на весь Крым
Сразу обозначим, что на весь Крым всего два детских реанимобиля. Эти машины специально оборудованы для оказания помощи реанимационным больным.
– Без наличия венозного доступа перевозить таких детей невозможно. Они транспортируются только с аппаратом ИВЛ, с использованием интубационного наркоза. Однако не все пациенты подлежат такой эвакуации. Реанимационные бригады работают по всему Крыму, их основная функция – доставка больного из учреждений второго уровня на третий, – говорит главный врач Республиканской детской клинической больницы Анатолий Олейник.
Персонал реанимации – это анестезиологи-реаниматологи. Одна реанимационная бригада предназначена для патологии неонатального возраста и новорождённых до 28 дней. А вторая – для детей старшего возраста до 18 лет.
– Все вызовы к нам поступают через Крымский центр медицины катастроф, ему подчиняются и бригады реанимобилей. Бригада выезжает в учреждение и оказывает помощь в отделениях реанимации или палатах интенсивной терапии. Эти машины работают только на Крым, но сейчас исключением является Запорожская область. Мы выезжаем в регион забирать новорождённых, пока на освобождённых территориях доукомплектовываются службы. Последний раз из Мелитополя везли недоношенного ребёнка весом всего 800 граммов, – рассказывает Олейник.
Для перевозки таких маленьких пациентов используется транспортный кувез, или инкубатор, причём реанимобиль может везти только одного ребёнка.
– За всё время работы не было ни одного случая, когда ребёнок умирал в реанимобиле. В прошлом году дважды смерть наступила до приезда бригады, – отмечает наш собеседник.
Кадры решают
Квалифицированную помощь детям бригады реанимобилей оказывают во всех регионах страны. Но, как оказалось, существенный пробел наблюдается в системе образования: в нашей стране нет специальности «детский анестезиолог-реаниматолог». Подготовка кадров производится на кафедрах анестезиологии и реанимации и чаще всего проходит на базе больниц для взрослых.
– В итоге многие выпускники просто боятся детей. Они привыкли делать уколы в вену взрослому человеку, но совсем другое – проводить такие манипуляции новорождённому или недоношенному малышу. Естественно, «в детство» такой специалист не пойдёт. Врач должен уметь оказывать помощь пациенту любого возраста, – отмечает наш собеседник.
По его словам, ещё одна проблема, которая мучит крымских врачей, – это серьёзный дефицит медицинских кадров.
– Хуже всего ситуация обстоит в больницах Крыма в городах с населением более 50 тысяч человек. Таких городов у нас шесть. Там критически не хватает анестезиологов, реаниматологов, хирургов, онкологов, педиатров и многих узких специалистов. В районах за работу врачей доплачивается 50 тысяч рублей в месяц. В нашей больнице (напомним, что Анатолий Олейник возглавляет Республиканскую детскую клиническую больницу. – Ред.) на приём к доктору за сутки приходят 150 человек при норме 24. Конечно, это сумасшедшая нагрузка! Врач увольняется и уходит работать в районную больницу, где и объём меньше, и зарплата выше, – говорит главврач.
Не «по классике»
Много заболеваний сегодня протекает атипично, особенно у детей. Причина – бесконтрольный доступ к антибактериальным препаратам.
– Часто взрослые «назначают» препарат своим детям самостоятельно, начитавшись статей в Интернете или послушав совета соседей и родственников. Такие родители не понимают, что любые медицинские препараты имеют свою дозировку (она рассчитывается в зависимости от массы тела ребёнка) и направленное действие. Например, антибиотики работают против различных возбудителей. Одни действуют на дыхательные пути, другие – на носоглотку, третьи направлены на уничтожение стафилококков, стрептококков. А есть грамположительные и грамотрицательные (зависит от возбудителя), и для корректного воздействия врач подбирает нужный. Пока не поставлен диагноз и не установлена причина заболевания, применение каких-либо препаратов нерационально, – напомнил Олейник.
В его практике был случай, когда родитель закапал в нос новорождённому капли для взрослых. Итог – сосудистый спазм и токсическое действие препарата на организм малыша. И ребёнок с бригадой реаниматологов уже едет в кувезе на интубационной трубе…
Но несмотря на все проблемы, за 11 лет Республиканская детская клиническая больница смогла добиться сокращения детской смертности в два раза.
– За последние годы больница хорошо дооснащена: появилась мощнейшая диагностическая база, МРТ, КТ, полностью обновлено оборудование. Растут и профессиональные способности врачей, – отметил Анатолий Олейник.
Анастасия ЧЕБАНОВА
Свежие комментарии