Рамис Курбединов, старший преподаватель кафедры физкультуры КИПУ им. Февзи Якубова, мастер спорта, международный мастер по шахматам
О шахматах как об учебной дисциплине
КИПУ – единственный вуз в Крыму, где шахматы введены в образовательную программу. Перед преподавателями не стоит задача сделать из студентов мастеров спорта или разрядников.
Обучение игре в шахматы проходит на педагогическом факультете, для того чтобы студенты, получив «шахматное» образование, могли проводить занятия в детских и дошкольных учреждениях.Помимо обучения игре в шахматы, студенты изучают историю шахмат, методику преподавания этой дисциплины. Шахматы очень полезны в развитии логического и абстрактного мышления, в развитии полезных человеческих качеств: усидчивости, внимания, памяти. Они тренируют выдержку и умение тщательно продумывать свои планы, игра учит побеждать и верить в себя, шахматы учат брать ответственность за свои действия, не бояться ошибок и поражений.
Сегодня чемпионов мира по шахматам всего 17 человек. Среди них люди разных характеров, например, второй чемпион мира Эмануил Ласкер был доктором философии и математики. А Роберт Фишер получил только минимальное образование и больше ничем другим в жизни не занимался, кроме шахмат. В Советском Союзе шахматы были одним из самых популярных видов спорта. Советская школа шахмат известна во всём мире. Естественно, если студент не хочет учиться, то никакие шахматы не помогут ему стать умнее. Сейчас реализуется проект, благодаря которому детей обучают игре в шахматы с шести лет. Считается, что это оптимальный возраст. Если мы преследуем именно развивающие цели, то шахматы должны быть неотделимы от учебного процесса.
Методика обучения начинающих в любом возрасте достаточно одинакова. Понятно, что студенты легче усваивают информацию, зато у малышей больше игровой мотивации, у них сильнее выражен дух соперничества. Когда обучаешь шахматам детей, нельзя забывать, что для них это игра. Если давать им слишком много сложной информации, они заскучают и потеряют интерес. Шахматы – одна из древнейших интеллектуальных игр, к которой не потеряли интерес до сих пор, даже с появлением компьютеров. На высоком уровне компьютер помогает гроссмейстерам и чемпионам анализировать их игру. А в обычной среде шахматистов он, наоборот, выхолащивает самостоятельность. Компьютер предлагает такие ходы, что человеку не понять. Ещё в конце 1990-х годов с ним пытались сражаться. Затем, в 2000-х, когда компьютер обыграл одного из сильнейших шахматистов мира, Майкла Адамса, игры между человеком и «железным монстром» потеряли всякий смысл. Компьютер просчитывает миллионы операций в секунду, он не делает практически никаких ошибок, свойственных «белковому» шахматисту. Сейчас компьютер применяется в основном только в виде помощника для анализа партий. Игру с живым соперником ничто не заменит.
Свежие комментарии