Крымская газета

66 подписчиков

Угроза околоземных астеройдов, работа над системой ГЛОННАС и Симферополь в космосе: интервью директора Крымской обсерватории

Есть ли у нас братья по разуму, насколько опасны метеориты и в чём практическая ценность наблюдений за звёздным небом? Обо всём этом нам рассказала директор Крымской астрофизической обсерватории РАН Алла Ростопчина-Шаховская.

БИТВЫ В АСТЕРОИДНОМ ПОЛЕ

– Обсерваторией открыто более тысячи малых планет и астероидов, огромное количество звёзд, кометы, вулканы на Луне и явление пульсации Солнца… Расскажите про последние интересные открытия, которыми особенно гордитесь.

– Открытия, значимые для специалистов, как правило, ничего не говорят людям, далёким от астрономии. Например, мы открыли самую массивную чёрную дыру в центре конкретной галактики. «Ну массивная и массивная. Что здесь такого?» – уточняли у нас (улыбается. – Ред.). Открыли мощный источник лазерного излучения. «А что это такое?» – задавались вопросом обыватели.

– Тогда над какими перспективными проектами работает обсерватория?

– Одним из традиционных направлений является поиск и исследование астероидов. Между прочим, первый обнаруженный российскими учёными астероид выявлен именно в астрономической обсерватории, расположенной вблизи Симеиза на горе Кошка. Направление активно просуществовало до начала двухтысячных годов, но после трансформации научных интересов перетекло в исследование экологии околоземного космического пространства.

Тем не менее вопросы поиска астероидов, в первую очередь опасных околоземных, сближающихся с нашей планетой, остаются на повестке дня. Все крупные астероиды уже открыты. Фокус внимания сместился на поиск небольших тел диаметром 30-50 метров. Они потенциально опасны для Земли, а обнаружить их достаточно трудно.

– Как раз месяц назад крымские астрофизики открыли неизвестный околоземный астероид. Он несёт угрозу? Есть ли система защиты на случай реальной опасности?

– Он не опасен. Мы смотрим на то, один ли это большой камень, который нанесёт вред, или рой камней, который, войдя в атмосферу, рассыплется, сгорит в атмосфере и оставит красивый белый след. К сожалению, в первом случае рассматривается только метод механического воздействия на данное тело с попыткой изменить его орбиту либо бомбардировка с помощью ядерных зарядов, против чего астрономы яро возражают.

– Почему?

– Потому что мы рискуем получить ядерные осадки, потенциально опасные как для космических аппаратов, так и для Земли.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРООБРАЗОВ

– Вы вскользь упомянули об исследованиях экологии околоземного космического пространства. Расскажите об этом подробнее.

– Когда человечество в 50–60-х годах прошлого века начало активно осваивать космическое пространство возле Земли, никто не задумывался над тем, что оно очень мало. В результате на орбите сейчас летает огромнейшее количество осколков третьих ступеней, останков космических аппаратов. Представьте: Международная космическая станция в год осуществляет несколько сотен уклонений от таких осколков, способных нанести ей потенциальный вред.

За нашей обсерваторией числится открытие мирового масштаба. Мы научились выявлять объекты, имеющие большое отношение площади к массе, например, остатки какой-то теплозащиты. Возьмём для примера фольгу: масса небольшая, площадь значительная. На движение такого объекта оказывает влияние не только гравитация соседних предметов и Земли, но и даже поток солнечных частиц. Поэтому наблюдения, расчёты передвижений и каталогизация очень важны.

– Есть ли достижения, которые вызвали резонанс среди ваших федеральных коллег?

– Коллег восхищает работа наших оптиков и механиков по восстановлению старых телескопов. Дело в том, что за последние годы благодаря грантовой поддержке Российского научного фонда нам удалось модернизировать три телескопа. В одном из них, Башенном солнечном телескопе им. Северного, была полностью заменена аппаратура пятидесятых годов на современные магнитографы. Теперь наблюдение производится непосредственно на компьютере с очень высокой частотой каждого кадра. Для понимания масштаба: таких приборов в мире всего один-два!

– А что с его помощью можно делать?

– Мы получили возможность более глубокого исследования солнечной активности. А точные прогнозы того, как ведёт себя светило, позволяют нам защищать себя. Ведь вспышки могут привести к нарушению связи и систем энергоснабжения, повлиять на безопасность авиаперелётов.

– В обсерватории можно найти второй по величине в России Зеркальный телескоп им. Шайна и немецкий трофейный телескоп «Цейс», которому более ста лет. Уступают ли они более новым телескопам?

– Технологии не стоят на месте, и, естественно, те или иные характеристики телескопа зависят от даты его строительства. Например, телескоп «Цейс» (50 дюймов) был построен ещё в начале ХХ века, до войны он работал в Германии, после чего был перевезён в нашу обсерваторию. На нём выполнено огромное количество важных работ. Но механика и оптика этого телескопа были предназначены под фотометрические пластинки, в то время как мы уже перешли на камеры. В прошлом году мы полностью заменили оптику на Зеркальном телескопе – 11. Это наш самый молодой инструмент среди советских. Он был построен в шестидесятые годы, в строй вступил в восьмидесятых. Его модернизация позволила вести более точные наблюдения. Практически на полторы звёздные величины глубже! Вместе с этим открылись те объекты, которых мы раньше не видели.

– Наверное, модернизация коснулась и управления телескопами?

– Раньше вручную закреплялись, откреплялись определённые винты, телескоп наводился на объект по кругам и тоже закреплялся, запускалось часовое движение, и только тогда осуществлялось наблюдение… Далее были придуманы специальные пульты управления, которые позволяли наводить телескоп. А сегодня мы модернизируем управление, которое осуществляется с компьютера, и сами системы видения телескопа.

– А есть ли незаслуженно забытые телескопы, которые стоят на консервации, но их обновление принесло бы пользу нашим учёным?

– Есть телескоп, который был построен в 1950-х годах. Тогда уже существовало понятие об электронике, и благодаря реконструкции мы можем его использовать с современными приёмниками излучения. Кроме того, начали разрабатывать новую оптическую систему советскому телескопу «Синтез» из шестиугольных зеркал, на принципе устройства которого построены все крупнейшие зеркала в мире. Как прообраз он является нашей гордостью. А вот телескоп 50 см мы так и не смогли приспособить для астрономических наблюдений. Единственное, что можно было бы сделать, – это демонтировать и установить на его месте другой, более современный. Но не хотелось бы так поступать с историческим инструментом.

– В каких исследованиях сами хотели бы принимать участие?

– Мне интересно исследование того, как формируются планетные системы, наблюдение за молодыми звёздами, вокруг которых существуют ещё полевые диски и планетные системы. Но должность директора не позволяет уделять этому много времени.

– В чём практическая ценность наблюдений за звёздным небом?

– Например, исследование нашей Солнечной системы необходимо для того, чтобы предотвратить угрозы, исходящие от неё. Объекты типа Тунгусского метеорита под 50 метров в диаметре могут разрушить наш полуостров при падении. Система ГЛОНАСС – результат работы астрономов. В нашей обсерватории работают два лазерных дальномера, которые позволяют этой системе действовать более точно.

– Какие наблюдения наиболее популярны среди любителей астротуризма?

– Особенно красиво солнечное затмение. Оно бывает не каждый год, и наблюдать его, к сожалению, можно только в определённых местах. Всем интересно смотреть на Луну, её рельеф… А отражение солнечного света от реголита (лунного грунта. – Ред.) создаёт непередаваемые ощущения.

Часто просят показать Юпитер вместе со спутниками или Сатурн с его кольцами. Но, к сожалению, в этом году Юпитер и Сатурн не будут видны.

Популярен и парад планет, его можно наблюдать из любого места. Ближайший будет в начале июня. Наблюдать планеты можно будет под утро (в четыре утра) в северном направлении.

В МЕТЕОРНЫЕ НОЧИ

– Поиск экзопланет – одно из направлений, в которых обсерватория работает. Насколько мы близки к ответу на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной? Как оцениваете вероятность разумной жизни вне нашей планеты?

– Я надеюсь, что мы не одиноки во Вселенной. Но мне сложно представить, что где-то жизнь могла зародиться в той же сложности, в которой она существует на Земле. Если ещё лет 30 назад существование других планетных систем было под вопросом, то сейчас мы понимаем, что они есть у большинства звёзд. Тем не менее уникальность Земли состоит в том, что она находится в таком месте, где Солнце даёт достаточно тепла и энергии для жизни, но недостаточно для того, чтобы уничтожить эту жизнь. Она попала в узкий диапазон, где жизнь способна зародиться. Подобные системы, где были бы планеты в зоне обитания, можно пересчитать по пальцам одной руки. Там могут существовать микроорганизмы, но не разумная жизнь.

– Согласно статистике ВЦИОМ более половины россиян считают, что американцы никогда не были на Луне. А как считаете вы?

– Я думаю, что эта программа существовала. Начало космической эры человечества – интересная и удивительная эпоха, когда два больших государства шли друг за другом, соревнуясь, кто кого опередит. И когда Советский Союз сосредоточился на пилотируемых околоземных полётах, США не оставалось ничего другого, кроме как послать человека на Луну.

– Как придумываете имена открытым вами планетам?

– Имя даёт первооткрыватель. Например, малая планета Гамзатов была открыта 9 марта 1977 года Николаем Чёрных, а названа в честь Расула Гамзатова, выдающегося советского поэта.

– Есть ли в космосе астрономические объекты, имена которых связаны с Крымом?

– Крымских имён достаточно много в космосе. Многие орбиты малых планет названы именами учёных: Курчатов, Келдыш, Гинзбург. Есть планета, посвящённая Симферополю, планеты Бахчисарай, Массандра, Коктебель и так далее.

– Действительно ли можно получить «железное» юридическое подтверждение присвоения имени звезде или этот сертификат – бумажный сувенир?

– О присвоении имени будут знать только два человека: тот, кто подарил, и тот, кто получил сертификат. Выброшенные на ветер деньги…

– Какой сценарий конца света, связанный с космическими явлениями, наиболее вероятен?

– Если и произойдёт конец света, то только через миллионы лет. А если говорить об угрозах астрономического порядка, то это вероятность столкновения Земли с какими-либо астероидами, кометами, малыми телами Солнечной системы.

– В 2021 году обсерватория разоблачила опубликованное в сети видео с падающим метеоритом в Крыму, назвав его монтажом. Есть ли примеры настоящего падения метеорита в истории Крыма?

– Нет, в пределах Крыма такое событие не фиксировали. Последний пример – известный Челябинский метеорит, упавший на земную поверхность в 2013 году в результате торможения в атмосфере Земли. А так в год на планету выпадает около 20 тонн космического вещества – это небольшие объекты, в пределах 10 сантиметров. Когда метеорный поток кометы проходит вблизи Солнца, он постепенно разрушается, за ним остаётся шлейф из небольших частиц. А мы тем временем наблюдаем персеиды – падающие звёзды.

– Загадываете ли желание, когда падает звезда?

– Никак не успею (смеётся. – Ред.)! Примет и суеверий в нашем деле нет. Но когда загадываешь желание, формулируешь его, то подсознательно начинаешь работать над тем, чтобы оно исполнилось.

ЦИФРА

Под наблюдением обсерватории от 20 до 30 звёзд. Чем активнее и непредсказуемее звезда, тем интереснее работать. Внимание группы привлекло непонимание того, почему конкретные звёзды неожиданно теряют свой блеск. Со временем учёные пришли к подтверждению теории, дающей ответ на этот вопрос.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С улыбки и радости от того, что я проснулась.

– Какое самое красивое космическое явление?

– Звездопад и остатки сверхновых звёзд, планетарных туманностей, когда вещество от оболочки звезды разлетается в течение миллионов лет и подсвечивается самой звездой.

– На какие недостатки вы можете закрыть глаза?

– На любые. Сосредотачиваюсь на достоинствах людей.

– Если бы вам пришлось всю жизнь есть одно и то же блюдо, что бы это было?

– Пельмени, как их лепил мой папа (улыбается. – Ред.).

– Какой самый необычный подарок вы получали в жизни?

– Знакомые подарили кусочек метеорита на день рождения.

Диана МАСЛОВА