Крымский академический театр кукол представил настоящую космооперу.
Состоялась премьера спектакля «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленьких трагедий» Пушкина.
Космос будет наш!
Знаменитое трагическое противостояние двух композиторов покинуло блистательную Вену и достигло поистине галактических масштабов.
И не случайно постановке был придан такой вселенский антураж: крохотные планеты, светила, мистическое зеркало истории или же чёрная дыра, поглощающая и выплёскивающая энергию, музыка таинственных сфер. Всё настолько загадочно и сверхнеобычно – кажется, что известное пушкинское произведение никогда ещё не получало такой космической интерпретации.– Ровно 100 лет назад, в 1924 году, советский астроном Владимир Альбицкий в Симеизской обсерватории открыл астероид 1034. Он назвал его Моцартией. В связи с этими историческими событиями вы видите сегодня сказку для взрослых «Моцарт и Сальери», – напоминает нам режиссёр КАТК Дмитрий Смирнов.
Но и космос этот разный – не только тот, что наполнен межзвёздной материей, солнечным ветром, болидами.
– Когда мы понимаем, о чём будем говорить, сразу выстраивается определённый сюжет. И костюмы, и куклы, и стилистика начинают складываться. Это непросто, но очень важно. Мы задали тему, что это происходит в космосе, но в том числе и в космосе искусства, ведь космос может быть в различных ипостасях. Здесь задействованы персонажи опер Моцарта: это и Глухая слава, и Царица ночи, – отмечает главный художник КАТК – заслуженный художник АРК Эдуард Кулиш.
В спектакле создана особая атмосфера неясности, неопределённости, словно и зритель находится среди звёзд, где время идёт иначе. Хотя есть и узнаваемые вещи: центр этой системы город Вена, но опять же чем-то похожий на космодром.
Дар в наказание
И всё же главная отправная точка постановки – гибельное столкновение двух миров, выдающихся композиторов. А в нём – поединок светлых и тёмных сторон личности, созидательного и разрушительного начал, высоких и низменных человеческих качеств.
– При создании образа Сальери лично я отталкивался от фразы «поверил я алгеброй гармонию». Здесь два художника, которые по-разному творят. У Сальери всё выверено, чётко, под линеечку – и в то же время чуть-чуть не хватает гениальности. А у Моцарта дар льётся, ниспадает, но за это надо платить. Если смотреть в историю искусства – всегда художники платят сполна, – отмечает Эдуард Кулиш. – Но важен и Моцарт. Как его подать?
Наш собеседник обратился к автопортретам известных художников и, в частности, заметил, что подчас нелепый и сумасбродный внешний вид тоже может рассказать многое о личности автора.
– Рембрант, когда у него всё удачно в финансах: жена на коленях, бокал, шапка с пером. И вдруг это всё уходит, он набирается зрелости, чувствует смысл. В то же время автопортреты становятся странными. Один из последних видел в Амстердаме, в Рейксмузее: в какой-то дурацкой тряпке, намотанной на голову, на меня смотрит из глубины веков абсолютно счастливый человек! –рассказывает художник-постановщик.
Вот и Моцарт (Александр Донсков) в экстравагантном парике тоже во власти неиссякающего, опьяняющего вдохновения, наполненный музыкой счастья. И он почти не замечает, как его друг Сальери – в пронзительном исполнении заслуженного артиста РК Александра Рассохи – ослабевает от мучительных честолюбивых дум и творческого кризиса и решается на злодеяние...
– Эта пьеса позволяет говорить и о себе, выражать собственные мысли, не просто иллюстрировать текст, а даёт повод начать разговор и найти отклик. Это важно, когда художник рассказывает о себе не только трагические моменты, но и счастливые. Я много занимаюсь и живописью, и графикой, книжной иллюстрацией, и театр – это тоже для меня целый космос. Театр мне позволяет сделать то, что не могу воплотить в плоскостном пространстве. Здесь трёхмерное пространство и команда помогают мне это осуществить, – говорит Эдуард Кулиш.
Борис СЕДЕНКО
Свежие комментарии