На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Срыв стоп-крана, высадка дебоширов и досье по билету: будни проводницы пассажирского вагона

Почему нельзя срывать стоп-кран без причины, что чаще всего забывают в вагонах пассажиры и в какие приметы верят железнодорожники? Обо всём этом нам рассказала проводница пассажирского вагона Марина Соболева.

КАПИТАН ВАГОНА

– Ранее вы были подполковником внутренней службы уголовно-исполнительной системы.

Почему решили сменить профессию и легко ли вам это далось?

– С малых лет я мечтала быть капитаном дальнего плавания, чтобы много путешествовать. Но работать пошла в уголовно-исполнительную систему. Спустя 20 лет ушла на пенсию в звании подполковника. Увидев набор проводников, вспомнила о своей детской мечте и сразу же откликнулась. Теперь мой корабль – вагон, и я – его капитан.

– Помогает ли опыт работы в органах заранее распознать дебошира?

– Да. Ещё на посадке я вижу, какие пассажиры напряжены и настроены на конфликт. Это проявляется даже в том, как они подходят и подают документы.

– Вы работаете всегда на одном маршруте или меняете их? Какой самый длинный рейс совершали?

– Нас ставят на разные направления. Объездила всю Россию. Самый длинный рейс – Севастополь – Архангельск. В Архангельске около полутора суток перестоя, можно увидеть реку Северная Двина, льдины. Но мне как спринтеру по душе всё же короткие рейсы.

– Какие маршруты впечатлили?

– Архангельск поразил сотнями километров болотных мест. Удивительно, как они смогли построить железную дорогу в таких условиях?! Впрочем, весь город стоит на сваях. Есть места, где асфальт нельзя уложить, лишь мостки деревянные. Покорил Музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом, да и сам город древний – на пути встречаются очень старые дома. В Смоленске довелось увидеть невероятной красоты Свято-Успенский собор. Мы с проводниками сходили и помолились за то, чтобы в вагонах начали работать кондиционеры и пассажирам стало комфортно!

НА ВЫХОД С ЛОМОМ

– Читая требования к кандидатам на должность проводника, сразу понимаешь, что он ещё и уборщик, и истопник, и электрик… Как проходит смена?

– Смена, в зависимости от протяжённости маршрута, длится от 6 до 10 часов. После смены 10 часов отдыха. Форма обслуживания: два проводника на один вагон или три на два вагона, когда один отдыхает. Обязанности – проверка билетов, посадка и высадка пассажиров, чистота в вагоне, контроль за работой вагона  (ты должен знать, как он себя ведёт при неисправностях, прислушиваться к посторонним звукам, вибрации колёс), а также за безопасностью пассажиров. Зимой становится сложнее. В Перми в минус 42 обледеневают и тамбур, и подвагонное оборудование. А чтобы отбить лёд, требуются немалые силы.

– А перерывы возможны?

– Что вы, нет-нет! Проводнику дежурной смены заходить в купе отдыха нельзя. Пассажиры не должны нас видеть отдыхающими с телефоном, принимающими пищу, пьющими кофе или заложившими руки в карманы.

– За срыв стоп-крана в поезде без объективной причины предусмотрен административный штраф. Были такие случаи?

– Провожающий не успел выйти и сорвал стоп-кран, когда состав только тронулся. В результате в моём вагоне трёхлетняя девочка испугалась и упала. Остановка поезда на высокой скорости чревата ещё большими травмами или, хуже того, сходом состава с рельсов. Ответственность назначается в судебном порядке.

– Какие вещи чаще всего забывают в поезде?

– Наушники. Часто оставляют зарядные устройства, телефоны, очки. Мы отдаём все находки начальнику поезда, тот составляет акт и отправляет забытые вещи в камеру хранения. Пытаясь снизить количество потерь, за пять минут до прибытия в пункт назначения я прохожу по вагону и прошу пассажиров внимательно проверить, ничего ли они не забыли. Как-то пассажир в ответ на такое напоминание показал мне большую упаковку подгузников в руке и сказал: «Да уж в этот раз не забуду. Как-то оставил такую же в поезде». На выходе я ещё раз уточнила, ничего ли он не забыл. Пассажир двумя руками обшарил на себе карманы, пожал плечами и ответил: «Да нет…» Мы попрощались, а подгузники, как вы понимаете, остались в вагоне (смеётся. – Ред.). 

– Часто ли приходится урегулировать конфликты или усмирять пассажиров? Приходилось высаживать кого-то из поезда?

– За этот год в моём вагоне высадили трёх человек, в других вагонах своя статистика. Всегда виной тому алкоголь. Ведут себя безобразно: дерутся, падают на других пассажиров, пристают. А окружающие, как правило, терпят, не сразу жалуются. Как-то я отговаривала пассажира от курения между вагонами. Кроме того, что курить запрещено, находиться в этом пространстве опасно. Он мне грубо ответил и ослушался. «Карма» не заставила себя долго ждать. Позже прохожу мимо него и смотрю – вежливый, добродушный. Выяснилось, что полицейские, которые ехали в соседнем вагоне, случайно увидели его с сигаретой между вагонами и оштрафовали, составив протокол. После этого он даже на станциях не выходил курить.

– Вносите ли недобросовестных пассажиров в чёрный список, чтобы коллеги были предупреждены? 

– В устройстве контроля электронных билетов мы видим все билеты и категорию прошлой высадки: высажен медработниками, правоохранительными органами либо самостоятельно прекратил поездку. Такая отметка горит красным.

«ЗЕЛЁНЕНЬКОГО ВАМ!»

– У проводников есть профессиональный сленг?

– Прощаясь, мы говорим: «Зелёненького!»

– А приметы есть?

– Нельзя класть вагонные ключи на стол: к ревизорам и неприятностям…

– Можно ли работать проводницей без профильного образования? Какими качествами и навыками нужно обладать?

– Можно работать с любой подготовкой, сначала вы пройдёте внутреннюю школу. Иногда может пригодиться знание иностранных языков. Например, однажды я обслуживала купе, в котором ехали китайцы. Один подошёл ко мне с каким-то вопросом, и мы начали общаться через онлайн-переводчик. Судя по тому, как заливисто смеялся пассажир над моими ответами, переводчик плохо справлялся со своей задачей.

– Сколько зарабатывают проводники? От чего зависит заработок?

– В среднем 50-60 тысяч. Плюс 5% от реализованной чайной продукции и бонусы, которые начисляются за благодарности от пассажиров на официальном сайте.

Диана МАСЛОВА

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх