На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

72 подписчика

Приятное занятие или зависимость: как распознать в себе шопоголика

Сам по себе шопинг – приятное занятие, и совершенно нормально иногда поддаваться импульсивным покупкам. Но совсем иное дело, если на очередные «необходимые» вещицы уходит едва ли не вся зарплата. О том, в каких случаях шопоголизм становится зависимостью, мы поговорили с доцентом факультета психологии КФУ им.

Вернадского Ольгой Войновской.

Иллюзия успеха

По разным данным, шопоголизму подвержены от 10 до 15 процентов населения нашей страны. А вот усугубляет эту проблему социальный фактор – реклама, обещающая, что покупки сделают нас счастливыми.

– Любому производителю важно продать свой товар, ради этого он идёт на разнообразные психологические манипуляции. Ответственности за душевное здоровье потребителя он не несёт, что и рождает ощущение вседозволенности. Социальные сети также могут подхлёстывать стремление к ненужным покупкам: купить, чтобы похвастаться, – рассказывает психолог.

Она отмечает, что к шопоголизму предрасположены люди с различными психологическими проблемами, которые можно свести к двум условным группам: неправильные ценностные ориентиры и эмоциональная неустойчивость. В современной психологии даже есть термин «ониомания» – непреодолимое желание без необходимости покупать что-либо ради удовольствия от процесса покупки.

Так почему всё-таки мы поддаёмся на эти уловки? Причина первая и главная – удовольствие от самого факта обладания вещью. Быстрый и в буквальном смысле осязаемый способ получить очередной впрыск дофамина. Одна из современных разновидностей ониомании – зависимость от покупок в Интернете.

– Цепочка «действие – вознаграждение» в случае покупки максимально коротка. Особенно актуальна для тех, кто вырос в бедности (а это большинство тех, чьё детство или юность пришлись на 1990-е). Или для тех, чьи близкие выражали свою любовь преимущественно угощениями и подарками. Или для тех, у кого есть установка «Я – это то, что я имею». Причина вторая: хорошая вещь дарит приятные эмоции. К третьей причине можно отнести иллюзию власти. Сюда же можно добавить и покупку «статусных» вещей. Необходимо учиться планировать доходы и расходы, – утоняет специалист.

Кстати, покупки в Сети привлекают людей с тревожностью, а также замкнутых в себе, поскольку не требуют личного контакта. Часто можно услышать, что шопинг онлайн позволяет экономить время. Однако поиск нужного товара по сайтам, хождение на пункт выдачи и обратно, оформление возврата при необходимости – это тоже затраты времени, притом немалые.

Ритуалы и зависимость

– Многие любители шопинга сталкиваются с финансовыми проблемами, оказываются обременёнными долгами, опустошают свои кредитные карты и берут деньги в долг. Бывает, что из-за этого распадаются семьи. Кроме того, как и при любой другой зависимости, сужается круг интересов человека, обедняется его внутренний мир. Снижается, а то и вовсе исчезает эмпатия (способность к сопереживанию), – подчеркнула Войновская.

Прежде чем разбираться, чем можно заменить такой шопинг, стоит определить, какую потребность человек пытается удовлетворить таким образом. Чаще всего это потребность в безопасности, в уважении и признании либо в близких отношениях. У шопоголиков, между прочим, даже есть целая система ритуалов.

– Мысли о покупках и планирование похода по магазинам уже дают предвкушение удовольствия, потому сами по себе приятны. Далее – сам акт шопинга. Настроение поднимается уже в момент выбора товара. От кассы шопоголики отходят с ощущением, что «жизнь наладилась». Как правило, у них есть излюбленные места и время совершения покупок. Возможны и сопутствующие ритуалы, например, выпить там кофе с пирожным, – отметила эксперт.

Значительную роль в этих ритуалах играет эмоциональная составляющая. Кто-то выбирает места для шопинга, потому что нравится интерьер, для кого-то важны постоянные акции и бонусы, обслуживание.

В случае с интернет-магазинами примерно так же: одни выбирают тот или иной маркетплейс по ценовой политике, для других важен дизайн виртуальной «витрины». – Во время шопинга выделяются эндорфин и дофамин, к которым со временем формируется привыкание. При этом с каждой последующей покупкой (мы говорим именно о случаях зависимости) человек привыкает к определённому количеству «гормонов удовольствия», для хорошего самочувствия с каждым разом требуется большая «доза». Поэтому в большинстве случаев после покупок шопоголики испытывают разочарование, покупки сразу по приходе домой откладывают подальше и потом ими не пользуются. Одним словом, на уровне биохимии механизм тот же, что и при «обыкновенной» наркомании, – пояснила психолог.

Условно шопоголиков можно разделить на несколько типов. «Спонтанный» шопоголик не признаёт себя таковым, однако летит на объявления о скидках или распродажах, как мотылёк на огонь. «Разумный» (он же «осознанный») шопоголик покупает, как правило, то, что нужно ему или его близким, но в количестве больше, чем необходимо. А вот «истинный» шопоголик гребёт всё, что под руку попадёт.

Проверь себя

Существует простой и быстрый способ выявить ониоманию. Если четыре и более из этих тезисов верны, вы в той или иной степени страдаете зависимостью от покупок:

1. Тратите на покупки больше времени и денег, чем можете себе позволить. В результате сталкиваетесь с финансовыми проблемами из-за перерасхода средств.

2. После шопинга испытываете опустошение, неудовлетворённость, чувство вины и стыда.

3. Покупаете больше, чем нужно.

4. Держите дорогую покупку в секрете от друзей и семьи, прячете чеки и скрываете, сколько потратили денег.

5. Возвращаете купленные вещи в магазин, при этом испытываете чувство вины.

6. Портите отношения с окружающими из-за чрезмерной увлечённости покупками.

7. Предпочитаете оплачивать покупки кредитными картами.

8. Ходите по магазинам, чтобы избавиться от чувства гнева, депрессии или одиночества.

9. Несвоевременно оплачиваете счета и открываете новые кредитные карты, чтобы позволить себе больше покупок.

10. Вы довольно восприимчивы к маркетинговым и рекламным сообщениям, которые всюду вас окружают.

Анастасия ЧЕБАНОВА

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх