На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

63 подписчика

Свежие комментарии

  • А Кудасов
    Повторил частично подвиг министра МЧС. А там лошадь не сбивала ли пешехода?В Симферополе со ...
  • Наталья Середа
    Красивая пара! Совет да любовь вам! Ждем сообщений о появлении " спиногрызика"😊❤️Простое сообщение...
  • Владимир Бурцев
    18 мая 1944 года – скорбная дата нашей истории. Общая трагедия и общая боль, которая объединяет всех крымчан- не може...В Крыму возложили...

«Маленькие трагедии» в Крымском государственном ТЮЗе

Вызов Богу

Встреча с Пушкиным для русского культурного человека всегда была маленькой радостью. Даже если виной этой радости – «Маленькие трагедии». А тем более сыгранные на сцене Крымского государственного ТЮЗа.

Свет сквозь пепел

Постановщик спектакля, худрук театра Андрей Пермяков признаётся, что спектакль про вызов, который человек на протяжении истории с демоническим упорством продолжает бросать Богу.

– На сцене фактически нет реквизита, – говорит он. – Единственный реквизит – пепел и оружие: шпаги, мечи. В этом заключена метафора: если в мире остаётся только оружие, то со временем он превратится в пепел. И потому вместо еды, воды, денег у нас пепел.

Столь лаконичным художественным оформлением спектакля мы обязаны талантливому художнику-постановщику из Севастополя Ольге Долговой, которую Пермяков не впервые привлёк к сотрудничеству.

По словам режиссёра, обратиться к «Маленьким трагедиям» он задумал ещё три года назад.

– Интуитивно попал в настоящее время: уж очень много пересечений, очень много всего у Александра Сергеевича ложится на нынешний день, на происходящее в мире, – констатирует он. – Эти произведения сам Пушкин назвал «Опыты драматических изучений» («Маленькими трагедиями» они стали по воле издателя). И мы это авторское определение сделали жанром спектакля. Для меня каждый новый спектакль, так или иначе, изучение человека. В каждом персонаже, в сюжетных линиях каждой из четырёх драм, в которых всё заканчивается плохо (потому и трагедии), мы с артистами пытаемся найти свет. Почему случается так, что человек бросает вызов Богу? Почему это происходит в наших семьях, в наших душах? Почему мы способны на предательство, на какие-то греховные поступки, которыми наполняем нашу жизнь, иногда об этом не задумываясь? Почему забываем о душе и о том, что нам за эти поступки, за эти маленькие трагедии придётся отвечать?

«История про молодёжь»

Режиссёр спектакля отмечает прелесть каждой из пьес, где действие происходит в разных географически местах: «Скупой рыцарь» – во французском герцогстве, «Каменный гость» – в Испании, «Моцарт и Сальери» – в Австрии, «Пир во время чумы» – в Англии, скорее всего.

– Мы знакомимся с сюжетом, когда, выражаясь театральным языком, весь шлейф событий уже произошёл, и ныряем с ходу в сюжет, – говорит он. – В каждом произведении, как правило, есть два главных героя, например, Моцарт и Сальери в одноимённой «маленькой трагедии» или рыцарь Альбер и барон Филипп, его отец. В каждой пьесе находится герой, который бросает вызов Богу. Для нас ключом ко всем четырём произведениям стала религия, Божии заповеди. Каждое из них основано на одном из блуждающих сюжетов пушкинского времени. Отрадно, что эти сюжеты захватили Александра Сергеевича, а он их нам подарил. Например, в «Пире во время чумы» Председатель разговаривает со Священником, и последний призывает его позаботиться о душе вместо того, чтобы вершить развратный и безудержный пир, когда каждый день люди вокруг теряют родных и близких. На это Председатель отвечает: «Шёл бы ты своей дорогой, и будь проклят тот, кто за тобой пойдёт, а мы продолжим, нам так легче». Вполне себе история про нашу молодёжь, которая, как правило, очень редко задумывается о своей душе. Они живут здесь и сейчас, сегодняшним днём, им так проще, понятнее. Их ни в коей мере нельзя за это осуждать: в юности мы сами такими же были, так же размышляли. Но вот вопрос: в какой момент их можно направить, повести за собой? Какие слова сказать, чтобы они пошли за нами?

Шутка для знатоков

С особым вниманием относится режиссёр и к безмолвному скрипачу, которого композитор Моцарт позвал, чтобы именитого коллегу Сальери «нежданной шуткой угостить».

– Кто такой слепой скрипач, которого Моцарт приводит к Сальери? – задаётся вопросом Пермяков. – И в чём шутка? У нас несколько ответов на этот вопрос. Один из них: это не просто трактирный музыкант, а человек Бога, в нём воплотилась проверка Богом одного и второго. И Сальери себя проявляет: «Пошёл, старик». Мол, кто ты такой, как ты посмел, голодранец, играть великую музыку великого Моцарта! В то время как сам Моцарт, напротив, даёт старику монетку: «Постой же: вот тебе, пей за моё здоровье». Вот и Божие провидение в этих тонких смысловых интонациях. Шутка в том, что оба композитора писали музыку для богатых, и эту музыку исполняли лучшие артисты, оркестры! А люди другого сословия, к которому принадлежит и слепой старик, слушали иное. Тем не менее этот трактирный музыкант исполняет произведение Моцарта. И если вспомнить, что уже тогда пушкинский Сальери завидовал Моцарту, нетрудно предположить, что маэстро мог испытать немалую досаду из-за того, что в конце концов трактирный скрипач предпочёл музыку младшего коллеги.

В связи с этим нелишне вспомнить, как замечательный советский музыковед Игорь Бэлза замечал: «Моцарт гордился тем, что его музыка, прочно связанная с народными истоками, входила в быт народа, что её любили «знатоки и не знатоки».

По словам Андрея Пермякова, ему хотелось бы, чтобы зритель, прежде всего молодой, посмотрев спектакль, заново открыл для себя и Пушкина, и его произведения.

– У нас проводят всякие большие фестивали с громкими названиями, на них тратят десятки миллионов рублей (и дай Бог!), но со временем всё это иногда превращается в процесс постановки галочки, – сетует режиссёр. – Хотелось бы, чтобы такие масштабные, дорогостоящие проекты с просветительским вектором в первую очередь были направлены на то, чтобы среди прочего открывать творчество Пушкина. Как известно, пушкинский профиль – в логотипе замечательного фестиваля «Великое русское слово». Было бы здорово, если б наши мальчишки и девчонки открывали для себя Пушкина: что это за человек такой талантливый был и почему все (а не только учитель литературы) о нём говорят.

Алексей ВАКУЛЕНКО

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх