На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Шишинов
    Крымчанам разреши...
  • Ольга
    Когда уже прекратят постить эти тупые извинения! Какова их смысловая нагрузка? Эти гниды что - осознали и раскаялись ...Я был в состоянии...
  • nyha
    Что у трезвого на уме у пьяного на ЯЗЫКЕ...на ЛЕСПОСАДКИ..геть ПОЖИЗНЕННО..Я был в состоянии...

Жареный снег, трамвайный вагон и плуг: как в прошлом веке убирали улицы от снега

Снегоборцы столетней давности

Современные правила уборки дорог и улиц зимой, оказывается, отнюдь не новы: в конце XIX – начале XX века из-за снегопадов возникали те же проблемы, а городские власти предъявляли к ответственным лицам весьма похожие требования.

А два вершка – оставить

В постановлениях тех лет читаем: «Зимою сметание с тротуаров снега, скалывание льда и посыпание тротуаров песком должно быть производимо ежедневно.

Обязанность очистки улиц и тротуаров лежит на владельцах домов и земель, к коим примыкает улица и тротуар. Сметаемый с тротуаров снег и скалываемый лёд запрещается сваливать на улицу. В продолжение всей зимы ухабы на улице должны быть разравниваемы, а обочины около тротуаров и лотки – очищаемы от рыхлого снега. Снег и лёд, грозящие падением с крыш, должны быть немедленно сбрасываемы. При очистке крыш улица и тротуар перед домом должны быть загораживаемы в предупреждение проходящих и проезжающих. Очистка крыш должна оканчиваться к 10 часам дня, сбрасываемый же с крыш снег и лёд должны быть убираемы немедленно».

Правда, со сбрасыванием с крыш снега и льда нередко возникали специфические сложности. В феврале 1915 года газеты сообщали: «Ежегодно при спуске снега с крыш домов наблюдается небрежность в отношении телефонных проводов. Рабочие сбрасывают снег без всякой осторожности и порывают проволоку, протянутую в дома».

Что касается снега и льда на улицах, то, как ни странно, дворникам запрещено было убирать его полностью. Дело в том, что конные экипажи, когда выпадал снег, переходили с колёс на санные полозья. Вот для них-то и обязывали дворников оставлять слой снега на мостовых. Оставленный снежный покров должен был быть не меньше двух вершков (это 8,8 см).

С плугом по тротуару

Понятно, что непосредственная уборка снега была делом не только и не столько самих домовладельцев. Этим занимались дворники. Их главными орудиями были лопаты и скребки, но применялась и техника посерьёзнее. Тротуары и дороги очищали от снега с помощью специального плуга, который тянула лошадь. Для этих же целей использовалась треугольная рама, сколоченная из досок. Трамвайные пути очищали от снега метельщики – так называли рабочих трамвайных депо, которые должны были мётлами и скребками приводить в порядок рельсы. Правда, этот процесс тоже старались механизировать. В 1909 году в Петербурге трамвайное начальство придумало новый способ очистки путей, когда к трамвайному вагону цеплялась площадка со щётками: «Громадные столбы снега поднимались за вагоном. Рельсы делались чистыми, но зато прохожие и проезжие осыпались снегом так, что их чуть не сшибало с ног». Этот способ скоро распространился и во многих других «отрамваенных» городах России – к большому неудовольствию простого люда, оставшегося зимой без верного заработка.

Зимних шин для автомобилей тогда ещё не изобрели, но пытливые умы уже бились над тем, что бы такое придумать, чтобы машины могли ехать и по рыхлому снегу, и по гололедице. Так, в 1901 году газеты писали: «В Петербурге зимой устраивается первая международная выставка механических экипажей. Будет объявлен конкурс на лучший тип автомобиля, приспособленного для зимней езды по снегу». А в 1907 году в столичной прессе уже можно было увидеть такое сообщение: «На фабрике «Континенталь» в настоящее время вырабатывается особый тип шин, не скользящих по рыхлому снегу. Предполагается отливать шины, испещрённые глубокими на-искось лежащими рубцами».

Жареный снег

Сметённый и счищенный с тротуаров и улиц снег, однако, тоже нужно было куда-то убирать. Домовладельцы несли довольно крупные расходы: им приходилось нанимать извозчиков для вывоза снега со дворов. Проблему пытались решить с помощью снеготаялок. Самые простые из них представляли собой громадные решётки, на которые сваливали снег, а под ними разводили огонь. Правда, это было недешёвое удовольствие: снеготаялки топились дровами. В 1901 году московская пресса писала: «Стаивание снега с каждого воза обходится в 42 коп., т. е. на 7 коп. дороже, чем вывозка». Однако эксперименты по растапливанию снега продолжались. В феврале 1907 года в московскую управу явился «некий предприниматель, предлагавший взять на себя уничтожение снега на улицах с помощью особой снеготаялки». Суть метода заключалась в следующем: «Снеготаялка имеет вид пожарного насоса, уничтожает снег паром. Талая вода должна спускаться в городские водостоки. К сожалению, применение этой снеготаялки встречает со стороны города препятствие: половина городских водостоков принимать талую воду не в состоянии». Ещё семь лет спустя, в январе 1914-го, на улицах Москвы появились жаровни для уничтожения снега на тротуарах. Однако «в морозные дни жаровни стали давать неожиданный эффект: от их жара начали лопаться тысячные стёкла в магазинах».

Сугробы по-крымски

В Крыму по-настоящему снежные зимы были скорее исключением, чем правилом, и в это время года улицы чаще тонули в грязи, а не в снегу. «Погода стоит здесь отвратительная: то дождь, то снег, который быстро тает. Незамощённые улицы превратились в непроходимые болота», – так описывали декабрь 1913 года в Севастополе, и подобная картина зимой была (и остаётся) характерной для всего нашего полу-острова. Впрочем, иногда и на Крым обрушивались небывалые, катастрофические (по нашим меркам) снегопады. Так, в феврале 1909 года тот же Севастополь и его окрестности буквально засыпало снегом: «За последние два-три дня неожиданно намело сугробы в несколько сажен высоты. В городе движение сразу почти прекратилось. Извозчиков мало. Трамваи стали. На Екатерининской улице под тяжестью снега рухнула крыша дома Камельмана. За городом замело все дороги. В данный момент Севастополь буквально отрезан от окрестностей. Особенно велики сугробы по балаклавской дороге. Над расчисткой дорог и улиц работают сотни людей».

В январе 1911-го в Ялте «в горных частях города некоторые дачи совершенно были занесены снегом, пришлось по телефону взывать о помощи – присылке рабочих для отчистки домов от громадных заносов». Таким же снежным выдался и январь 1912 года: «Пароход «Ялта» в субботу вышел из Ялты в Одессу. Пройдя небольшое расстояние, пароход встретил штормовую погоду со снежной метелью при трёх градусах мороза. В Севастополь пришли в тот же день. Застали глубокий снег. На пристани сметали снег лопатами. Прибыли затем в Евпаторию. Там – санная дорога: в Крыму на санях ездят!»

Татьяна ШЕВЧЕНКО

 

Ссылка на первоисточник
наверх