Российскую вакцину от онкологии могут начать применять этой осенью. Что известно о препарате уже сегодня?
Лечение по «чертежу»
Александр Гинцбург, директор Научно-исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Николая Гамалеи Минздрава России, рассказал, что онковакцина будет персонализированной, то есть её сделают для каждого пациента индивидуально, поэтому классических первой, второй и третьей фаз испытаний не планируется.
При этом помогать в разработке вакцины будет искусственный интеллект, который проанализирует параметры опухоли и выдаст «чертёж» будущего препарата. А уже по нему специалисты в течение недели сделают вакцину.
– Согласно плану дорожной карты, который мы представили в Минздрав России (он окончательно пока не утверждён), в конце августа мы должны получить разрешение, чтобы в сентябре можно было начать лечить людей, – сказал руководитель центра.
Предполагается, что вакцина будет вводиться пациентам с меланомой, причём не только с первичной, но и тем, кто уже прошёл определённые стадии лечения. Как говорит Гинцбург, доклинические исследования онковакцины, которую разрабатывают специалисты НИЦ, показывают, что после применения препарата опухоль рассасывается, исчезают и метастазы. В связи с этим учёный не исключает, что среди будущих пациентов будут и больные с раком четвёртой стадии.
В дальнейшем специалисты намерены проверить влияние препарата на другие виды онкологических заболеваний: рак лёгких, почек, поджелудочной железы. Для этого планируется привлекать онкологические институты.
Обучить «иммунку»
О завершении доклинических исследований этой вакцины ещё прошлой осенью заявил главный онколог Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн. Препарат создан на основе мРНК-технологии. Как пояснил академик, её суть заключается в заборе опухолевого материала у пациента, анализе его особенностей и создании паспорта новообразования, который затем используют для разработки персонализированной вакцины. Дендритные клетки, выделенные из крови пациента, по образному выражению учёного, «обучают» иммунную систему распознавать и уничтожать опухолевые клетки. Метод уже активно используется в клинической практике, что позволяет достигать успешных результатов при раннем выявлении рака. Клинические испытания таких препаратов проводят в НМИЦ радиологии, тем самым открывая новые возможности в борьбе с онкологическими заболеваниями.
Каприн также подчеркнул, что иммунотерапия будет важной частью комплексного лечения онкобольных. Вакцины показывают лучшие результаты в сочетании с лучевой и химиотерапией, что делает их эффективным инструментом в борьбе с трудноизлечимыми формами рака. Применение вакцин особенно перспективно для пациентов с неоперабельными опухолями и тяжёлыми стадиями заболевания.
По оценкам Каприна, создание российской мРНК-вакцины для лечения онкологических заболеваний обойдётся государству в 300 тысяч рублей на человека, но для пациента она должна быть бесплатной. И хотя все онкопрепараты на начальной стадии производства обходятся дорого, лекарством «для избранных» новый препарат не будет – в этом убеждён учёный.
Крымский вклад
Заведующий отделением хирургии Многопрофильной клинической больницы им. Святителя Луки в Симферополе профессор Вячеслав Михайличенко сообщил, что и крымские учёные будут участвовать в исследованиях российской вакцины против рака. По его словам, работа над ней ведётся около восьми лет. Изыскания проводят в трёх научно-исследовательских институтах: уже упомянутом НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Николая Гамалеи, Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Николая Блохина и Московском научно-исследовательском онкологическом институте имени Петра Герцена (входит в структуру НМИЦ радиологии).
Михайлов пояснил, что опухолевые клетки сложно вакцинировать из-за их непрерывного деления. Антигенная нагрузка опухолевых клеток аналогична собственным клеткам организма. Лимфоциты «обучаются» на опухолевых клетках и вводятся для их уничтожения. Испытания вакцины включают использование химиотерапевтических препаратов на опухолевых клетках.
– Думаю, всем добровольцам с онкопатологией из Крыма, которые захотят пролечиться с применением вакцины, будет предоставлена такая возможность, – отметил Михайличенко. – Применять же вакцину на практике, полагаю, получится не раньше, чем через полтора-два года. Сейчас известно об эффективности вакцины при лечении рака лёгких, почки, меланомы, саркомы. Что касается стадий заболевания, то чем раньше начнётся лечение, тем лучше. Чем запущенней стадия, тем больше опухоль (метастазы) и тем менее вакцина будет эффективна.
По оценкам Каприна, создание российской мРНК-вакцины для лечения онкологических заболеваний обойдётся государству в 300 тысяч рублей на человека, но для пациента она должна быть бесплатной».
Сказано
Руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника СКВОРЦОВА:
– С 2025 года планируется начать применять для пациентов онковакцину, разработанную специалистами ФМБА. Мы закончили фактически трёхлетний цикл исследований по этой вакцине и сумели достичь огромных успехов. Так, эксперимент с самой злокачественной аденокарциномой кишечника у животных показал не просто резкое замедление развития опухоли, но и сокращение её объёмов на 75-80%. Животные не умирают при введении препарата, а продолжают жить, и есть возможность контролировать заболевание.
Академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий ОНИЩЕНКО:
– Сегодня уже есть реальные вакцины, которые спасают тысячи жизней от онкологии. Прежде всего, это вакцина от гепатита. Гепатокарцинома – очень опасный вид онкологического заболевания, когда поражается печень, вызывается перенесённой вирусной инфекцией – гепатитом B. Эта вакцина внесена в календарь прививок и даёт очень хорошую защиту от этого вируса. Ещё один метод: берётся биопсия, клетка детально изучается, находится её специфический код, определяющий её неуправляемое злокачественное деление, которое превращается в опухоль, убивающую организм. Далее берётся малодифференцированная клетка того же человека, которых в каждом из нас очень много. Её моделируют, и создаётся индивидуальное лекарство именно для этого человека. Предполагается, что препарат будет останавливать запущенные формы рака: четвёртую стадию, процесс метастазирования.
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии