Додружились…
Вопреки старой доброй советской песне, дружба крепкая, увы, и ломается, и расклеивается. Особенно если это дружба Украины и Польши. Тому свидетельство – трёхнедельная блокада польскими перевозчиками пунктов пропусков на границе с Украиной.
Бунт перевозчиков
Со вчерашнего дня польские инициаторы транспортной блокады на пункте пропуска «Медыка - Шегини» собирались даже перейти на круглосуточный режим дежурства, препятствуя въезду украинских большегрузов в страну.
Спрашивается: что же случилось с великой дружбой Украины и Польши, в которой совсем недавно только что не клялись лидеры обеих стран? Общеизвестно, что с начала Россией специальной военной операции, Польша стала чуть ли не главным союзником Незалежной. Среди стран, которые поставляли Киеву оружие, поляки занимают третье место, уступая США и Великобритания. Варшава поддержала вступление Украины в НАТО и приняла колоссальное число украинских беженцев. Даже убившую двух польских фермеров украинскую ракету, удивительным образом упавшую близ Пшеводува, простили.Но, как говорится, дружба дружбой, а денежки врозь. И вот польские перевозчики (и вероятно, небезосновательно) заподозрили украинскую сторону в недобросовестной конкуренции. Дело в том, что регуляторы на Украине используют коррупционные схемы, чтобы продвигать в обход электронной очереди нужных им перевозчиков. На этом фоне польские перевозчики, в частности, потребовали восстановить разрешительный принцип для следующих в Евросоюз украинских коллег, отказывать в регистрации в Польше транспортных компаний с капиталом за пределами ЕС и организовать отдельную линию в электронной очереди для автомобилей с номерами ЕС. В борьбу с демпингом со стороны украинских коллег бравые польские парни вступил не только словом, но и делом, когда шестого ноября заблокировали три ключевых пограничных перехода на границе с Украиной (Дорхуск - Ягодин, Корчова - Краковец и Гребенне - Рава-Русская). Таким незатейливым способом польские дальнобойщики задержали въезд на Украину и выезд с неё тысяч грузовиков. К досаде Киева, среди фур, застрявших на трёх пограничных переходах для большегрузов, оказались машины, что везут на Украину так называемую «продукцию военного и двойного назначения».
Не раньше декабря
Уже к 23 ноября, по оценкам вице-президента украинской Ассоциации международных автоперевозчиков Владимира Балина, блокирование польскими перевозчиками украинской границы нанесло Украине экономический ущерб на 400 миллионов евро. На этом фоне в отраслевом объединении горно-металлургического комплекса страны «Укртрубопром» сообщили, что трубные заводы Украины, расположенные в прифронтовых регионах, уже через месяц могут остановить своё производство из-за ситуации с блокадой пропускных пунктов на украинско-полькой границе.
- Настоящим «ударом в спину» для украинских экспортёров, в том числе стальных труб, стала блокада украинско-польской границы, - отметили в объединении. - Много фур с трубами до сих пор стоят в заторе, сорваны все сроки доставки.
Замминистра экономики Украины Тарас Качка предупредил, что в перспективе блокирование польскими перевозчиками границы несёт чрезвычайный вред экономике страны.
Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Хоменко констатирует, что в связи со сложившимися обстоятельствами поток продукции из Европы по заблокированным направлениям «сократился в разы, что приводит к дополнительным затратам со стороны как украинских, так и европейских производителей». По словам Хоменко, такие перебои со снабжением «ни к чему хорошему не приведут».
В свою очередь, вице-президент польского аналитического центра «Warshaw Enterprise Institute» Себастьян Стодолак в интервью украинскому изданию Kyiv Independent заявил, что польское правительство прислушается к требованиям протестующих перевозчиков на границе с Украиной, а решение могут принять в декабре. Вот вам и великая дружба.
Сказано
Первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова:
- Киев зря конфликтует с Варшавой, так как это может повлиять на вступление Украины в Евросоюз. Ранее Варшава просила признать геноцид польского народа во время Великой Отечественной войны со стороны бандеровцев, со стороны армии, которая тогда была украинской и к Советскому Союзу отношения не имеет. Польша намекает, что если Украина не признает геноцид, то и её вхождение в ЕС окажется под вопросом. В таких обстоятельствах, если они продолжат конфликтовать, Польша в итоге не проголосует, а там должно быть единогласное голосование.
Бывший советник украинского экс-президента Украины Леонида Кучмы Олег Соскин:
- Нестабильные отношения между Польшей и Украиной и кризис на границе из-за протеста польских перевозчиков могут привести к военному противостоянию. То есть может уже начаться открытый военный конфликт между Украиной и Польшей. Я считаю, что сегодня украинско-польская граница - это динамитная зона. Там может произойти всё, что угодно.
Вице-президент Фонда развития современной дипломатии, политолог Дмитрий Перлин:
- Не исключаю, что действия польских перевозчиков и тех сил, которые организовали блокаду границы, носят международный, скажем так, всеевропейский характер. Потому что наблюдается существование некоей коалиции против украинского экспорта. Скорее всего, спокойное отношение властей и польских силовиков, я имею в виду пограничников, МВД и других структур, к данной блокаде свидетельствует о некой консолидации внутри ЕС и как минимум в Польше. Речь идёт о консолидации экономических акторов, которые поддерживают данную блокаду в интересах национальных производителей
Василий АКУЛОВ
Свежие комментарии