Фолк и рок на средневековом инструменте c «бесконечным» смычком: мастер по изготовлению колёсных лир Святослав Осипов рассказал о том, как звучит этот старинный инструмент.
КОМУ СКРИПКА, КОМУ ВОЛЫНКА
– Почему вы принялись изготавливать колёсные лиры?
– Гитаристов огромное количество, и музыка, которую можно написать на басу, уже создана во многих вариантах.
Мне же хотелось необычного звучания, которое будет выделять среди остальных музыкантов. Тогда я остановил свой выбор на колёсной лире, которую слышал в песнях легендарных групп. Изготовил инструмент по руководствам, найденным в открытом доступе. Позже смастерил ещё один и продал его. Восемь лет назад начал выходить на массовое производство колёсных лир.– Кто ваши клиенты?
– Фолк-рок-музыканты России и зарубежья, гастролирующие с колёсной лирой, блогеры, записывающие каверы на саундтреки и популярные произведения. В России стали популярны ролевые игры и такие фестивали, как «Былинный берег», куда тоже выезжают музыканты с моими инструментами. Они также востребованы у реконструкторов.
– Сколько всего мастеров в России? В чём уникальность вашего подхода к изготовлению?
– Не более пяти человек. Российские музыкальные школы, «народники» и государственные коллективы выбирают более бюджетный инструмент, на котором исполняют всего одну фоновую ноту. Поскольку в нашей стране в XV веке под него не исполняли песни, а читали проповеди. Современные русские мастера тяготеют к такой традиции. Мне такой формат звучания не нравится. Мне на лире гораздо интереснее слушать зарубежные произведения и, соответственно, изготавливать многосложные инструменты для большего количества нот.
ОТ БЕДНЯКОВ К АРИСТОКРАТАМ
– Считается, что колёсная лира стала первым в истории клавишным народным инструментом. Если углубиться в историю, то как менялась мода на неё? Лирниками были аристократы или нищие?
– Как инструмент она появилась в XIII веке, тогда ещё не придумали орган, но очень в нём нуждались. Играли на ней в четыре руки. В XV веке лиру сумели сузить для одного исполнителя. Тогда в Европе инструмент получил распространение среди бедняков: списанных матросов, слепых инвалидов, которым было удобно нажимать клавиши на ощупь. В таком же виде он попал в Россию и с тех пор не сильно эволюционировал.
– В Европе лиры популярны, а в нашей стране этот инструмент трудно встретить. Почему он исчез?
– В России спрос был на церковный хор. «Калики перехожие» пели речитативом на духовную тематику, не задаваясь целью добиться благозвучия: достаточно было зажимать одну струну на примитивно сложенной на тот момент колёсной лире. Во Франции аристократы увидели в ней потенциал.
Выглядела она тогда буквально как пень с ручкой. Её передали скрипичным и гитарным мастерам, и к XVII веку появилась классическая европейская колёсная лира, какой мы её видим сейчас. На ней появилось определённое количество струн, и исполняли уже интересную музыку, например, композиции Вивальди. Впрочем, сегодня в Европе этот инструмент тоже редок. Ни одна фабрика не берётся за производство.
– Что на колёсной лире исполняют сегодня, где её можно услышать?
– Лира звучит специфически, но в нужных руках имеет классическое аутентичное фолковое звучание. Например, саундтреки сериалов «Игра престолов» и «Чёрные паруса», культовой компьютерной игры «Ведьмак» написаны на лире. При этом можно выразить в исполнении скрипичную или, напротив, волыночную составляющую.
ЦЕНА КАПРИЗНОГО ИНСТРУМЕНТА
– Какой объём производства? Сколько времени уходит на одну модель?
– Я изготовил 150-200 лир. Половина из них осталась в России, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В прошлом году сделал 24 лиры. В среднем они стоят от 90 до 150 тысяч. Для России я занижаю цену в два раза. Так, моя топовая модель с более расширенным функционалом, на которой можно сыграть больше мелодий, стоит всего 150 тысяч рублей. Соответственно, для Европы она будет стоить 300 тысяч рублей.
– Насколько рентабелен такой бизнес?
– Себестоимость – в среднем 50 тысяч рублей. У меня не было желания скатываться в «сувенирку», которая позволит издавать лишь какие-то бедные звуки, поэтому изобрёл три модели на любой запрос. Самый дешёвый инструмент имеет шесть струн, но он достаточно громкий, акустический, с ним можно уехать на фестиваль. Если же клиент играет в рок-группе, то требуются более сложные модели. Надо отметить, что очередь составляет около 12-15 месяцев. В Европе считается, что, если у мастера очередь меньше года, значит, он плохой специалист. Там свой инструмент готовы ждать три года. У нас сохраняется проблема с восприятием ручного труда. Клиенты думают, что если ты делаешь сам, то должно стоить дёшево – это ведь не какой-то бренд или завод.
– Какие подводные камни есть в таком ремесле?
– В инструменте много подвижных механических элементов, и заставить хорошо звучать столь капризный инструмент будет непросто. Важно соблюсти точность в изготовлении, продумать, чтобы клавиши находились в нужном месте, а колесо оказалось нужного диаметра, было центрированным, гладким и хорошо наканифоленным. Детали для изготовления колёсной лиры – сложного и эксклюзивного инструмента – не найдёшь в ближайшем музыкальном магазине. Их нужно изготавливать с нуля. Начинающему ремесленнику захочется открыть крупный завод по производству колёсных лир, однако он упрётся в поиск своего клиента и груз на своих плечах, когда ты сам себе блогер, рекламщик, бухгалтер, исполнитель и изготовитель.
СПРАВКА
Колёсная лира – струнный музыкальный инструмент, метод работы которого схож со смычковым, только на струны воздействует вращающаяся рукоятка с колесом. Данный инструмент известен в России, на Украине, в Беларуси, Германии, Франции и ещё в ряде стран Северной и Восточной Европы.
Диана МАСЛОВА
Свежие комментарии