На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымская газета

82 подписчика

О самом противоречивом сражении Крымской войны и одном из его героев

Павел Степанович Фомин родился 31 января 1818 года в дворянской семье. Его военная карьера началась на Кавказе, где он проявил себя в кампании по присоединению региона к Российской империи. В 1852 году за отличие по службе был произведён в подполковники и назначен командиром Донского № 9 полка – назначение, определившее его дальнейшую судьбу в Крымской войне.

С началом кампании 1853-1856 годов Фомин во главе своего полка обеспечивал передовую линию постов на левом берегу Дуная. Особо отличился при осаде турецкой крепости Силистрия, за что получил чин полковника. После вывода русских войск из Дунайских княжеств его полк был переброшен в Крым, где принял участие в решающих сражениях войны.

Чёрные реки крови

Кульминацией крымского периода службы Фомина стало участие в кровопролитном сражении на реке Чёрной 4 августа 1855 года. Это сражение, начавшееся на рассвете по настоянию генерал-адъютанта Вревского, вошло в историю как пример трагических последствий необдуманных военных решений.

Накануне битвы начальник штаба 3-го пехотного корпуса Пётр Веймарн поделился мрачными предчувствиями со своим ординарцем Дмитрием Столыпиным. Он говорил, что операция задумана лишь для отвлечения противника от Севастополя и даже в случае успеха к ночи придётся оставить захваченные позиции.

Сражение подтвердило худшие опасения. Под шквальным огнём французской артиллерии русские войска несли тяжёлые потери, пытаясь штурмовать Федюхины высоты. Генерал-фельдмаршал Иван Паскевич позже назвал эту битву принятой «без цели, без расчёта и без надобности».

Сражение на Чёрной речке стало предметом острой критики современников, прежде всего в адрес высшего командования. Автор «Записок об осаде Севастополя» Николай Берг не стеснялся в выражениях, называя происходившее «истинной безалаберщиной» и возлагая основную ответственность на главнокомандующего Михаила Горчакова. Досталось и генералам Николаю Реаду и Павлу Липранди, которых обвиняли в некомпетентном руководстве вверенными им отрядами.

Однако на фоне просчётов командования особенно ярко проявилось мужество рядовых участников сражения. Среди отличившихся военачальников историки отмечают Алексея Якимаха и командира дивизии Александра Ушакова. Герой обороны Севастополя Дмитрий Столыпин оставил потрясающее свидетельство: «Дрались войска хорошо и выносили геройски все муки и тяжести войны; выносили они, может быть, более, чем то казалось возможным ожидать от человеческой силы».

Последствия разгрома

Поражение русской армии имело далеко идущие последствия. Победа на Чёрной речке укрепила позиции французского командующего Жан-Жака Пелисье, который, несмотря на возражения Наполеона III, получил возможность готовить новый штурм Севастополя. Уже на следующий день после сражения началась очередная бомбардировка города.

В этой битве потери несли все стороны. Так, сардинцы лишились бригадного генерала графа Родольфо де Монтевеккио. Но именно для русской армии это сражение стало одним из самых кровопролитных эпизодов Крымской войны, оно существенно повлияло на дальнейший ход обороны Севастополя.

В хаосе трагического сражения проявились как просчёты командования, так и личное мужество отдельных командиров. Полковник Фомин, чей полк действовал в составе группировки на левом фланге, сумел сохранить управление войсками в критической ситуации. Его заслуги были отмечены орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами – наградой, особенно ценной на фоне общего поражения русской армии.

Герои не забыты

Битва оставила глубокий след в русской культуре. Лев Толстой, непосредственный свидетель и участник событий, создал знаменитое сатирическое стихотворение «Песня про сражение на реке Чёрной». В нём писатель с горькой иронией описал роковую роль барона Вревского, чьи настойчивые советы Горчакову привели к трагическим последствиям. Стихотворение быстро стало народной песней, породив известную поговорку «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Сегодня о событиях того кровавого дня напоминает обелиск с пронзительной надписью: «Убиты: генералы Реад, барон Вревский, Веймарн, 66 офицеров, 2 273 нижних чина». Эти цифры – страшное свидетельство цены, которую заплатила русская армия за политические амбиции и военные просчёты. Среди этих потерь особенно ценным кажется успех полковника Фомина, сумевшего не только выжить в этой мясорубке, но и проявить качества умелого командира.

Сражение на Чёрной речке стало одним из переломных моментов Крымской войны, после которого положение защитников Севастополя значительно ухудшилось. Но память о мужестве русских солдат и офицеров, таких как Павел Степанович Фомин, живёт и сегодня, спустя почти 170 лет после тех событий.

Олег АНФАЙЛОВ

 

Ссылка на первоисточник
наверх